Китайская China Baoli отменила сделку по приобретению 25,1% акций Yota Devices, следует из документов, опубликованных Гонконгской фондовой биржей. China Baoli уже владеет 40% Yota Devices и в результате сделки стала бы крупнейшим акционером компании.
Блокирующий пакет производителя YotaPhone долгое время принадлежал российской госкорпорации «Ростех». Еще в декабре 2017 года «Ростех» объявил о намерении продать его консорциуму китайских инвесторов за 3 млрд руб. (на тот момент — около $51 млн). О завершении сделки стало известно из документов China Baoli: по состоянию на 5 июля 2018 года в числе акционеров Yota Devices вместо «Ростеха» с долей 25,1% уже указывалась Trinity World Management, принадлежащая миноритарному акционеру самой China Baoli Уинстону Си.
Тогда же China Baoli объявила о намерении выкупить этот пакет за $60 млн и об амбициозных планах по развитию YotaPhone: в частности, компания рассчитывала, став контролирующим акционером производителя, начать поставлять смартфон клиентам государственного информационного агентства Китая «Синьхуа». Продажи третьего поколения устройства были запущены в Китае в октябре 2017 года. По состоянию на 31 марта 2018 года выручка от его продаж составила 41 млн гонконгских долларов (около $5,2 млн), а убыток от этого направления — 118,6 млн гонконгских долларов ($15,1 млн).
В Yota Devices все еще остаются российские акционеры — фонд Telconet Capital Ltd Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна с долей 34,9%. Представитель Telconet на запрос “Ъ” не ответил.
Гендиректор Yota Devices в России Руслан Карабугати сообщил “Ъ”, что отмена сделки — вопрос акционеров компании и она не повлияет на стратегию и деятельность Yota Devices.
China Baoli отменила сделку из-за решения Гонконгской биржи, отмечает аналитик ИК «Фридом Финанс» Ален Сабитов. Приобретение контроля над Yota Devices трактуется биржей как значительное изменение структуры бизнеса China Baoli, так как капитализация покупателя составляет $258 млн, а Yota Devices — около $150 млн и можно говорить о соизмеримости компаний. Кроме того, после закрытия сделки доходы China Baoli от мобильных технологий выросли бы до 90%, что биржа также расценивает как значительное изменение, рассуждает он. Больше шансов на одобрение сделки было бы, если бы Yota Devices была публичной компанией или была гораздо меньше по размеру, констатирует господин Сабитов. На Гонконгской бирже такие отмены сделок случаются, указывает он: например, в 2015 году по похожим причинам была отменена сделка по приобретению компанией Hoifu Energy активов Madagascar Natural Gas Group Ltd.
До середины 2017 года основной бизнес группы China Baoli был связан с морскими круизами, тогда как после сделки с Yota Devices им стали бы мобильные технологии, подтверждает партнер юридической компании «Нортия ГКС» Ярослав Карнаков. Биржа увидела в этом «обратное поглощение», то есть приобретение активов компанией, уже прошедшей процедуру листинга, с возможной целью осуществить де-факто листинг приобретаемой компании, обойдя условия, установленные биржей, поясняет юрист.
Кристина Жукова, Андрей Райский