Мэрия Москвы обладает точными данными о месте положении каждого горожанина, вплоть до нескольких минут. Данные о местах жительства и маршрутах, которыми пользуются граждане при перемещении на работу, учёбу, за город известны с точностью до 500 метров от точки пребывания.
Эта информация доступна операторам благодаря возможности сбора данных через анализ движения сим-карт пользователей. Стоимость такой геоаналитики - миллионы рублей.
Опираясь на данные сотовых операторов, город вносит корректировки в сегменте городского транспорта и инфраструктуру Москвы.
Такие закупки ведутся с 2015 года, ответственный орган - Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы.
По данным сайта госзакупок, в 2018 году сделка обошлась в 101,8 516 миллион рублей московского бюджета. Посредником между ДИТом и операторами проходит Аналитический центр при правительстве, что указано в материалах закупки и подтверждается представительством самого центра. Как следует из техзадания на сайте госзакупок, орган занимается объединением, обработкой и хранением трафика сотовых операторов, для быстрого предоставления отчетности городским властям. В процессе участвуют только статистические данные, без использования какой-либо личной информации, уверяют специалисты. О том же говорит содержание технического задания.
Отчёт состоит из данных структурирующих Московскую область и столицу по участкам 500 на 500 метров. Статистика предоставляет информацию о количестве проживающих и работающих, в пределах территории. Разграничение объектов происходит по суточному принципу: место регулярной ночевки считается домом, место нахождения в будни, с 9 до 18 часов - работа. В случае частых перемещений по городу в будни, работа определяется как разъездная, а если по окончании дня он возвращается в регион, то считается трудовым мигрантом.
Представители сотовых компаний также отслеживают и передают информацию о количестве дачников в конкретном регионе. Ими считаются те, кто проводят за городом более 50 часов ежемесячно. Есть и способы разграничить туристов, чаще всего характер пребывания этих людей в регионе короткий и они не прикреплены к рабочему месту. р умеет определять и туристов.
Интерес для чиновников представляет именно передвижение горожан по городу. Такая статистика собирается, например, через выделение отдельных станций метро в зоны, по которым отслеживается, когда человек в нее попал, сколько пробыл, когда вышел. Отсюда ясно, сколько времени затрачиваемся, по пути на работу и где собственно точка выхода.
При совмещении карты города и маршрутов горожан, можно отследить распределение нагрузки на общественный транспорт в разное время суток. Эта информация может помочь мэрии в организации и перераспределении транспортных потоков разного вида в течение дня, а также в будни и выходные. Определить какой вид транспорта наиболее предпочтителен у горожан можно путём отслеживания количества остановок. С помощью этой информации можно регулировать сигналы светофоров сокращая время в пути и предотвращая образование заторов.
Институт Генплана также использовал статистику операторов при завершение работ по проекту Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров в 2017–2018 гг.
Тем же образом корректировали территориальную схему Троицкого и Новомосковского округов Москвы, по данным аналитики была увеличена пропускная способность, за счёт информации о числе проживающих и работающих в новой Москве. С учётом показателей операторов по количеству пребывающих на участке людей, происходит работа по прокладке метро, реконструкция и строительство магистралей, развитие дорожных сетей. Конечно, данные используют в основном для сравнения и проверки, система ещё не на столько точна, чтобы на неё можно было всецело опереться при проведении расчётов.
По мнению специалистов, контроль за использованием геоданных госаппаратом должен быть. Ведь данные можно использовать также и в агитационных, политических целях. Поэтому важно отслеживать в каком виде передаётся статистика и действительно ли она имеет обезличенный характер.
Если посмотреть в описание технического задания для ДИТ Москвы, то можно найти там информацию, что госорганы имеют право на дополнительные запросы по отчётам. Это может быть связано с экономическими и социальным прогнозирование по развитию региона, однако конкретного списка тем и вопросов на сайте не прилагается.
В связи с ростом интереса госзаказчиков к геоаналитическим данным, в 2018 году информация о сотрудничестве была подтверждена представителем одной из российских телекоммуникационных компаний. По разным источникам операторы зарабатывают на продаже больших данных корпоративным клиентам, госорганам и госкомпаниям от 20 до 100% выручки от услуг обработки данных, это сумма в несколько миллионов рублей.
Для бизнесменов информация о передвижениях горожан полезна при оценке рентабельности торговой точки в конкретном месте, также можно просчитать и экономику будущего магазина. Развивается также и направление смс-таргетирования для потенциальной аудитории, в радиусе зоны открытия точки. Запросы на такие данные очень популярны среди бизнесменов, самостоятельно раскручивающих и продвигающих свой продукт.
Геополитика поможет и в развитии направления коммерческих междугородних перевозок. С ее помощью можно проследить актуальные направления и оптимизировать частоту маршрутов, считают специалисты.