Как выяснили «Известия», Министерство финансов разрабатывает законопроект об установлении пониженной пошлины за госуслуги в случае подачи электронного заявления на их получение, в частности через портал госуслуг (gosuslugi.ru). Сейчас законом предусмотрена пониженная на 30% пошлина только в случае получения результата госуслуг в электронном виде — и скидки на практике не работают: самые популярные услуги (к примеру, получение загранпаспорта) требуют личной явки.
Изменения предполагается внести в Налоговый кодекс (НК). Сейчас в нем уже закреплена норма (действует с 1 января 2015 года) о применении госпошлины с коэффициентом 0,7 в случае получения результата той или иной госуслуги в электронной форме. Наиболее востребованные государственные и муниципальные услуги, заявку на получение которых можно подать в электронном виде, не могут быть предоставлены исключительно в такой же форме, следует из пояснительной записки к законопроекту. Так, например, для получения паспорта гражданина РФ или водительского удостоверения требуется личное присутствие заявителя.
В Минфине «Известиям» пояснили, почему сейчас пониженные тарифы не работают.
— Госпошлины установлены исключительно при совершении юридически значимых действий, а результатом их совершения является новый юридический факт — заключение брака, регистрация автотранспортного средства, недвижимого имущества и т.д. Как правило, этот юридический факт должен быть документально (то есть на бумаге) подтвержден — выдачей свидетельства, паспорта, удостоверения и т.д. Поэтому условие о получении результата услуги в электронной форме в НК сейчас не имеет смысла, поскольку таких государственных услуг не существует, — сообщили в министерстве.
В то же время, как отмечено в пояснениях к законопроекту, наличие понижающего коэффициента при уплате госпошлины должно сказаться на достижении одного из показателей, установленных майскими указами президента — к 2018 году доля получающих госуслуги в электронном виде должна достичь 70%. Это, говорится в проекте, «позволит уменьшить нагрузку на государственные и муниципальные органы, в частности уменьшить расходы на прием заявителей и обработку заявлений». По данным Росстата, доля граждан, использующих электронные госуслуги, по итогам 2014 года составляла 35,2%. В 2013-м таких граждан было 30,8%, плановый показатель на 2015 год — 40%.
Впрочем, в Минэкономразвития полагают, что оказание госуслуги в электронном виде частично (с очным получением результата) не снижает издержек органа власти, связанных с предоставлением услуги, так как необходимо будет одновременно поддерживать оба канала взаимодействия с заявителем — электронный и традиционный.
— Министерство считает необходимым увеличивать количество услуг, результат оказания которых предоставляется полностью в электронном виде, а также развивать среду хождения юридически значимых электронных документов, сохранив при этом неизменной действующую норму о применении госпошлины с коэффициентом 0,7 только в случае получения результата той или иной госуслуги в электронной форме, — отметили в министерстве.
Эксперты не согласны с критикой Минэкономразвития. Партнер юридической компании Herbert Smith Freehills Олег Коннов отметил, что подача заявления в электронной форме может при правильной реализации повысить эффективность работы госорганов, так как должна привести к сокращению времени, затрачиваемого на прием граждан. Председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго согласен, что увеличением числа электронных обращений можно добиться снижения количества госслужащих, которые принимают документы от населения. Также, по его словам, данным решением возможно добиться уменьшения так называемой коррупционной составляющей, поскольку «при подаче запросов в электронной форме личное общение заявителя и чиновника сводится к минимуму».
Для получения госуслуг в электронном виде необходимо зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), что позволит не только подавать заявления на получение госуслуг, но также отправлять официальные запросы в различные ведомства, принимать участие в электронных голосованиях и пр. Так, по данным Минкомсвязи, количество россиян, зарегистрированных в ЕСИА, по состоянию на 23 августа 2015 года достигло 17,66 млн человек. Общее количество государственных и муниципальных услуг, заказанных пользователями на портале госуслуг, в 2014 году достигло 17,5 млн против 12,9 млн в 2013 году.
В то же время руководитель финансового направления центра «Общественная дума» Дмитрий Липатов указал на ряд сложностей при увеличении доли граждан, получающих госуслуги в электронном виде.
— Многие получатели госуслуг не умеют пользоваться компьютером и интернетом на достаточном уровне, чтобы прибегнуть к помощи портала госуслуг, и преимущественно это старшее поколение, — говорит Липатов. — Кроме того, часть граждан просто не доверяет этому способу получения услуги, считая, что в этом случае выше риск возникновения ошибок. К тому же необходимо активнее информировать население о возможности получения госуслуг в электронном виде, доступности этого способа и его преимуществах.
Татьяна Ширманова