Важные поправки в КоАП, упрощающие порядок обжалования пришедших с камер ГИБДД штрафов, приняла Госдума в заключительном, третьем чтении. Благодаря разработанным изменениям автомобилисты смогут дистанционно подавать жалобы на ошибочные постановления через портал госуслуг или на сайты судов при наличии у них такой технической возможности. Полностью новая норма заработает с 1 сентября 2021 года.
Авторы поправок объясняют: при столь активном развитии сети дорожных камер фотовидеофиксации невозможно полностью исключить вероятность технических ошибок, из-за которых водители могут получить необоснованные штрафы. Например, нередко автомобилисты жалуются, что им приходят постановления за нарушителей с похожими госномерами или же за новых собственников транспортных средств, которые не торопятся оформлять автомобили на себя.
Кроме того, дорожные камеры за последнее время научились распознавать новые нарушения ПДД, которые вызывают много споров среди автомобилистов — в том числе непропуск пешеходов, разговоры по телефону и непристегнутые ремни безопасности. Следовательно, количество штрафов будет расти: поэтому опрошенные «Известиями» эксперты называют логичным появление дополнительного инструмента, который позволит водителям более оперативно их оспаривать в случае несогласия.
За девять месяцев 2020 года водители и пешеходы получили порядка 121,3 млн постановлений за нарушения ПДД — это на 16,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие данные привело издание Autonews.ru со ссылкой на МВД России. Рост количества постановлений эксперты связали с увеличением числа дорожных камер и разнообразием видов нарушений, которые они научились распознавать.
«Специального порядка обжалования таких необоснованных постановлений действующее законодательство не содержит, — говорится в пояснительной записке к документу. — В этой связи ошибочно привлеченные к ответственности водители вынуждены нести значительные материальные и временные затраты для восстановления своих прав».
Важно, что для оформления жалобы недостаточно просто иметь активированную на «Госуслугах» учетную запись: подписывать обращение нужно при помощи электронной подписи или же усиленной квалифицированной электронной подписи. Это уточнение появилось после нескольких этапов доработки поправок — изначально наличие цифровой подписи не требовалось.
Тем не менее в Госдуме уверены, что и в более усложненном виде нововведение позволит отменять ошибочные постановления.
— Это избавит граждан от необходимости лично обращаться в уполномоченные органы и сделает процедуру обращения более доступной, поскольку водителю иногда проще оплатить штраф, чем тратить свое время на заполнение бумаг в подразделении, — объяснил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
По его мнению, принятие законопроекта позволит установить по всей стране единый порядок обжалования штрафных постановлений вне зависимости от того, кем оно вынесено — ГИБДД или специализированным учреждением.
Сейчас в отделения ГИБДД теоретически можно направить электронную жалобу на выписанный штраф, но рассмотрение проходит в режиме «доброй воли», говорит президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
— Где-то это письмо прочитают и штраф отменят, а в некоторые регионы писать вообще бесполезно, у некоторых даже компьютера свободного нет. А вот рассмотрение отправленной через «Госуслуги» жалобы станет уже обязательным — ответить на него в ГИБДД обязаны будут в течение 30 дней, — рассказал Шапарин
Эксперт объяснил: оформить электронную подпись совсем несложно, для этого нужно обратиться в МФЦ, также такие услуги предоставляют банки. Он советует автомобилистам проявить социальную ответственность: обязательно оформить собственную электронную подпись и не игнорировать даже мелкие штрафы.
«Допустим, какая-нибудь одна камера дала сбой и начала завышать определяемую скорость. Если на нее пойдет поток жалоб, на них придется отреагировать и проблему устранят быстрее, — говорит Шапарин. — Не исключаю, что ответы на такие жалобы чаще будут штамповать также быстро, как и сами постановления. Но если водителю откажут в ГИБДД, точно так же можно обратиться в суд, приложить объяснение и доказательства. При наличии убедительных аргументов суды будут отменять постановления».
Шапарин уверен: теперь попыток оспорить штрафы станет больше, поскольку водители получат инструмент, с помощью которого можно быстро и по шаблону составить жалобу с соблюдением всех правил.
Автомобилисты в режиме онлайн смогут обжаловать широкий перечень нарушений ПДД, которые, по их мнению, они получили незаслуженно. В этом уверен юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин. Например, если собственник получит штраф вместо человека, который находился за рулем.
«Собственник может передать автомобиль во владение другому лицу, — рассуждает Беседин. — Сейчас постановления с камер приходят именно на имя владельца транспортного средства. И если за рулем был кто-то другой, такой штраф можно обжаловать. В жалобе необходимо указать, что транспортное средство убыло из владения собственника: к примеру, было отчуждено по договору купли-продажи и в момент фиксации правонарушения автомобилист этим транспортным средством уже не владел. Либо за рулем мог находиться другой водитель, вписанный в полис ОСАГО. К жалобе необходимо приложить договор купли-продажи, акт приема-передачи, полис ОСАГО, договор аренды ТС и иные доказательства, подтверждающие отчуждение или передачу имущества. На основании норм ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП штраф должны отменить».
В случае если при фиксации нарушения камера допустит ошибку, например неправильно прочитает цифру или букву, то такое постановление тоже можно будет отменить в онлайн-режиме.
— В этом случае необходимо направить жалобу на постановление и указать, что транспортное средство, указанное на фотографии и в постановлении, не принадлежит лицу, привлеченному к ответственности, — отмечает Беседин.
Эксперт уверен: нововведение позволит оперативно обжаловать даже мелкие штрафы по 500 рублей. До этого момента, по его словам, отмена таких мелких штрафов больше носила принципиальный, нежели практический характер.
«Не каждый водитель был готов потратить время для поездки в суд или ГИБДД либо заплатить за отправку корреспонденции через «Почту России», в некоторых случаях стоимость почтовых услуг пропорциональна сумме штрафа, — считает юрист. — Более того, даже если водитель действительно совершил правонарушение, он всё равно вправе обжаловать постановление. Вышестоящее должностное лицо либо суд необходимо просить применить ст. 2.9 КоАП и ограничиться устным замечанием ввиду малозначительности административного правонарушения — так появляется небольшой шанс вообще не платить мелкий штраф».
В свою очередь, адвокат Владислав Дроздов в беседе с «Известиями» отметил, что и сейчас подать обращение в судебный орган можно в режиме онлайн — например, через портал технической поддержки государственной автоматизированной системы «Правосудие».
Он пояснил, что изменения в КоАП призваны облегчить автомобилистам возможность составить сам текст жалобы, которые, скорее всего, будут стандартизированы.
«Таким образом устанавливается процедура работы судов именно с электронными жалобами, — уточнил эксперт. — Это отличное начинание, главное, чтобы автомобилисты не отставали от современных тенденций и оформили электронно-цифровую подпись».
Анна Разина