На днях МТС объявил о прекращении сотрудничества с «Евросетью». Первым пришло известие об остановке приема платежей через кассы «Евросети». Затем появилась новость и о закрытии продаж тарифов и оборудования оператора через этот канал. Согласно официальной версии, которую озвучил МТС, причиной конфликта стала задолженность «Евросети» по платежам абонентов. До 2 апреля 2009 года ретейлер должен был выплатить оператору депозит и текущий долг в размере 420 млн рублей, но не сделал этого. При этом МТС тоже оказался в долгу перед «Евросетью» – оператор не полностью рассчитался за стартовые пакеты, проданные через ретейлера. Но «Евросеть» все равно должна больше. В МТС обещают пойти на решительные меры – если «Евросеть» не погасит долг, оператор обратится в суд.
Возникает вопрос – зачем МТС пошла на столь радикальные меры? Совсем недавно оператор говорил о том, что планирует заключить с «Евросетью» эксклюзивное трехлетнее соглашение на продажу стартовых пакетов на особых условиях… Кстати, в истории МТС-«Евросеть» уже появилось продолжение – «Билайн», которому принадлежат 49,9 % акций «Евросети», прекращает продавать свои стартовые пакеты в сети салонов «Эльдорадо», которую недавно купила МТС.
Странное поведение операторов на рынке сотовой розницы напоминает пляску первобытных охотников вокруг убитого медведя. С одной стороны, движения хаотичны и не поддаются логике, но, с другой, цель-то ясна – съесть побольше медведя. За последние несколько месяцев почти все крупные ретейлеры либо оказалась «под крылом» сотовых компаний, либо разорились. У «ВымпелКома» есть «Евросеть» и ряд договоренностей со «Связным». МТС, помимо «Эльдорадо», купил «Телефон.ру». «МегаФон» тоже делает шаги в этом направлении – в настоящий момент оператору перешла часть активов «Цифрограда», который, однако, тоже находится на грани разорения. Есть и другие неудачные проекты – обанкротившиеся «Диксис» и «Беталинк», на которые возлагали надежды «МегаФон» и МТС, соответственно. Есть мнение, что «МегаФон», сейчас отстающий от лидеров этой своеобразной гонки вооружений, через некоторое время (1,5 года), когда ажиотаж, свойственный сегодняшнему дню, пройдет, успеет наверстать упущенное, причем «малой кровью».
Операторы, маниакально стремящиеся прибрать к рукам салоны связи, конечно, добавляют ретейлу проблем, но не являются первопричиной того, что дилерский бизнес стал убыточным. Рынок сотовой розницы подкосили огромные кредиты, которые продавцам стало нечем погашать, и недоверие вендоров, которые не рискуют теперь давать ретейлерам оборудование под реализацию и тем самым усугубляют ситуацию. Получается замкнутый круг.
Говорят, что банкиры в период кризиса становятся похожими на детей – спят по два часа в сутки, а остальное время плачут. Вероятно, ретейлеры находятся в подобном положении. Во всей стране сейчас ведется так называемая оптимизация дилерских сетей – другими словами, нерентабельные торговые точки закрываются. Только в Петербурге за последние несколько месяцев из 750 салонов связи осталось 450, и, вероятно, что это число будет урезано до 350. Ассортимент в салонах сотовых ретейлеров по России снизился в два раза. Продажи телефонов упали на 35 %. Здесь причиной, конечно, являются все вышеперечисленные факты и плюс отсутствие денег у покупателей. Хотя хорошая новость тоже есть – возрос объем продаж оборудования у выживших продавцов.
В дополнение к оставшимся игрокам на рынке сотового ретейла все заметнее становится эксклюзивная розница операторов. Собственные салоны, зачастую на месте обанкротившихся продавцов, открывают все сотовые компании. На текущий момент розничная сеть МТС по России входит в тройку лидеров рынка сотового ретейла, уступая только «Евросети» и «Связному», к которому, в свою очередь, тоже присматривается «Вымпелком». Вообще, если создание эксклюзивной розницы (точки, созданные силами оператора) является насущным процессом для игроков, то главной суперзадачей операторы, вероятно, видят превращение всех скупленных сетей в монобрендовые салоны.
Операторы хотят создавать такие каналы дистрибуции, которые позволят исключить присутствие конкурентов. Ну и реализация этой идеи ведется всеми доступными способами. Одни исподтишка прекращают продажи стартовых пакетов других операторов в подконтрольных сетях, другие ругаются с третьими, четвертые выжидают. И все при этом думают о том, как бы завоевать весь мир. Ну или хотя бы рынок сотовой розницы.
А что же абоненты? Им всего лишь придется привыкнуть к тому, что в одном салоне можно оплатить услуги только одного оператора. Так живут, например, в Европе, где рынок поделен между розничными салонами операторов и платежными терминалами. Все привыкли, все довольны. Так что абоненты не против! Только операторам необходимо честно предупредить, какие салоны наши, а какие – вражеские. Или хотя бы самим в этом разобраться.