Когда в марте Cisco докладывала о 15-кратном росте количества подключений к Webex по всему миру, а Microsoft – о пятикратном увеличении количества встреч, звонков и конференций в Teams, многие еще не осознавали, что это надолго. Уже в апреле нам пришлось организовывать целый мастер-класс по переходу на удаленку и составлять список наиболее популярных и полезных решений для дистанционной работы.
К новому учебному году стало очевидно, что ВКС-совещания, онлайн-обучение и другие формы дистанционных коммуникаций никуда не исчезнут. Более того, многие работодатели, почувствовав преимущества такого формата (работники не тратят время на дорогу, компания оптимизирует расходы на аренду офисных помещений и командировки и т. п.), начали высказываться если не о 100% дистанционной, то как минимум о гибридной модели организации труда. Правда, вскрылись и очевидные недостатки удаленки: не все компании тратятся на оснащение сотрудников производительным оборудованием. Что касается онлайн-обучения – тревогу ожидаемо забили родители школьников в регионах, куда до сих пор «не завезли» качественный Интернет.
Тем не менее, в 2021 году останутся в тренде – удаленная работа, дистанционное образование, телемедицина. ВКС-платформы стремительно развиваются: к примеру, обрастает функционалом Zoom, а Webex к тому же адаптирует свои интеллектуальные функции к российскому рынку. Mail.ru Group и «Ростелеком», в свою очередь, совсем скоро будут готовы представить собственную платформу для обучения в удаленном формате – «Сферум».
Исследование IDS показало, что за 2019 год суммарный объем рынка публичных и частных облаков в России вырос почти на 27% и составил 1,72 млрд долларов. Распределение по моделям предоставления сервисов по-прежнему в пользу SaaS (61,2% рынка), однако эксперты замечают значительный рост востребованности PaaS (сейчас всего 12,1%). По прогнозу iKS-Consulting, объем российского рынка PaaS по итогам 2020 года достигнет 6,1 млрд рублей и к 2024 году увеличится до 11 млрд рублей.
В целом этот тренд, безусловно, положительный. Он указывает на то, что бизнес, особенно крупный, готов использовать в своей работе не просто отдельную облачную инфраструктуру или софт, а целые облачные платформы с необходимыми ИТ-инструментами: например, для разработки приложений, быстрого вывода продуктов на рынок, бизнес-аналитики. Кроме того, стоит отметить хорошие позиции в этой нише российских провайдеров PaaS – Mail.ru Cloud Solutions, Yandex.Cloud, SberCloud и других.
На рынке фиксированного домашнего Интернета движение идет в сторону гигабитных скоростей. Обуславливается это, в частности, снова переходом на «удаленку» – и возросшими аппетитами пользователей в каждом отдельном домохозяйстве: работа, видеоконтент, онлайн-игры. Ведущие провайдеры друг за другом представили новое оборудование для работы на повышенных скоростях: «ЭР-Телеком» в рамках реализации федерального проекта «Новый интернет», а «Ростелеком» – в рамках развития игровой экосистемы. Однако, как нам кажется, в 2021 году не стоит ожидать массового перехода пользователей на тарифы 600-800 Мбит/с и выше. Это связано и с низкой платежеспособностью населения, и с тем, что технология PON для многих регионов до сих пор недоступна, особенно в старом жилом фонде.
Гораздо важнее то, что стоимость услуги фиксированного Интернета за год практически не поменялась. Несколько лет назад мы писали о том, что операторы связи преодолели «психологический барьер», повысив абонентскую плату в среднем до 500 рублей в месяц – с тех пор она осталась на прежнем уровне. Более того, операторы улучшили программы лояльности, благодаря которым проводная связь стала еще экономичнее.
К сожалению, мобильные операторы, скорее всего, пойдут по другому пути, изо всех сил стараясь опровергнуть стереотип (впрочем, не делающий поправку на покупательскую способность населения страны) о том, что в стране самая дешевая мобильная связь в мире. Индустрия переживает не лучшие времена, когда при стабильно низком APRU и отсутствии значимого прироста абонентской базы необходимо, тем не менее, постоянно вкладываться в поддержку и модернизацию инфраструктуры. Бизнес-модель, построенная на демпинге, исчерпала себя и сегодня стала бременем. Удорожание услуг происходит интенсивно – как за счет постоянного создания новых тарифных линеек, так и за счет повышения абонентской платы на архивных тарифах. И будет происходить в 2021.
На этом фоне приятным исключением выглядят такие инициативы, как, например, «Социальный пакет» Билайна – возможность самым экономически незащищенным слоям населения пользоваться услугами передачи данных, голоса и SMS-сообщений за 120-150 рублей в месяц. Стоит также обратить внимание на появление в линейках операторов экономичных «семейных» тарифов – когда к одному номеру «привязывается» несколько дополнительных. К примеру, такие тарифы существуют у Билайна и «Ростелекома».
Что касается популярной сегодня темы «платите только за использованные минуты и гигабайты» (новый посыл Yota), – очевидно, это больше маркетинговый ход и исключительно нишевой продукт, чем реальная возможность сэкономить. Аналитик ICT-Online.ru сравнил обычный пакетный тариф с предложением поминутной и погигабайтной оплаты – и не нашел большой разницы по стоимости. Кроме того, предложение оценить ежемесячный объем расходов на связь (минуты, гигабайты, SMS) во многом абсурдна, так как каждый месяц абонент расходует разный объем трафика.
В 2021 году значительно увеличится количество пользователей-физлиц, пользующихся электронной цифровой подписью. Это связано с увеличением количества госуслуг, предоставляемых в электронном виде.
Применение электронной подписи в корпоративном сегменте также увеличивается. Сегодня в России обращается 5,5 млн сертификатов только квалифицированной электронной подписи. Производители СЭД разрабатывают продукты для управления сертификатами электронной подписи организации и кооперируются с удостоверяющими центрами, чтобы сделать ЭП доступнее для бизнеса.
Пожалуй, для обывателя самым выбешивающим трендом года стали подписки: на музыку, кино, антивирусы, книги, обучение, умный дом и так далее. Для владельцев контента или сервисов это, несомненно, более выгодный бизнес, чем продажа владения. По подписке пользователь не владеет сервисом или контентом – а только арендует. При этом с виду безобидные 100-200 рублей в месяц, помноженные на количество подписок (Яндекс.Музыка, Spotify, ivi, Boom, «Литрес»...), оборачиваются головной болью и дырой в бюджете. Кроме того, ты в любой момент можешь оказаться без нужного сервиса, если по какой-то причине не оплатил подписку.
В 2020 году эксперты фиксировали увеличение числа сложных и таргетированных кибератак на организации разного масштаба и сферы деятельности. Антивирус и файрвол оказываются неспособны справиться с некоторыми видами киберугроз – например, с вредоносным софтом, который, попав на зараженную машину, «выдает» себя за легитимный.
В связи с этим в 2021 году мы прогнозируем рост спроса на дополнительные профессиональные решения по кибербезопасности – например, класс продуктов EDR, песочницы, сервисы внутренних или аутсорсинговых SOC.
Декабрь принес нам целую корзину пищи для размышлений – своеобразный подарок регулятора интернет-пользователям к новому году. Это – законопроекты о блокировке зарубежных интернет-ресурсов за «антироссийскую» цензуру, об уголовной ответственности за распространение клеветы в Интернете и некоторые другие. При этом мы понимаем, что эти инициативы можно использовать как во благо, так и во вред – и второй вариант в нынешней обстановке кажется очень вероятным, ведь доказать отсутствие клеветы в комментариях и постах порой невозможно, даже если правда безусловно на стороне высказывающегося.
По данным совсем свежего исследования, Россия заняла третье место в мире по общему числу камер видеонаблюдения – по стране сегодня установлено 13,5 млн устройств, то есть в среднем около одного устройства на 100 человек.
Впрочем, этот тренд совсем нельзя назвать негативным: наоборот, задачу видеокамер мы видим не в тотальной слежке за гражданами, а в обеспечении безопасности на улицах и в общественных местах, в регулировании дорожного движения – не только для фиксации правонарушений, но и, например, для создания «зеленой волны» на перекрестках. О широких возможностях видеоаналитики заявляют ведущие мировые вендоры систем безопасности, как Axis и Hikvision. Во время пандемии камеры взяли на себя контроль за температурой, за соблюдением социальной дистанции и даже за ношением масок.
Технология компьютерного зрения на базе качественной сетевой камеры может применяться, например, в ритейле для улучшения сервиса и персональных программ лояльности, в медицине как часть телемедицинского модуля или для распознавания триггеров на снимках и т. д.
В ближайшем будущем кардинально изменится подход компаний к организации ИТ-инфраструктуры. Место классической распределенной сетевой инфраструктуры займут программно-определяемые сети, а место отдельных частных или публичных облачных хранилищ – гиперконвергентные системы.
Подобные решения упрощают масштабирование и управление ИТ-инфраструктурой и потому будут использоваться всё активнее.
Похоже, что хайп по поводу беспилотных автомобилей на дорогах страны немного утих – «инновационные машины» пока что исполняют функции доставщиков в Иннополисе и... И всё. Однако системы искусственного интеллекта находят всё большее применение в действительно важной отрасли – сельском хозяйстве. А также осваивают рельсовый транспорт. Вероятно, что в 2021 году мы сможем наблюдать расцвет ИИ в этих двух отраслях.
Мы не раз писали о том, почему в России пока не могут «завести» 5G. Скорее всего, ее не будет ни в 2021, ни даже в 2022 году.
Это печально, но не смертельно. К примеру, эксперты говорят, что для организации АСУТП на основе промышленного Интернета вещей подойдут как уже известные беспроводные технологии вроде LoRaWAN, так и модернизированный 4G. Ну, а обычным абонентам-физлицам связь пятого поколения, вероятно, и вовсе не нужна. Для них в новом году актуальным станет новый формат SIM-карты eSIM – гораздо более близкий и переспективный тренд.