– Александр, как вы оцениваете уровень цифровизации и проникновения ИТ в медицине?
– В медицине существует несколько направлений, в которых реализуются информационные технологии. Первое отвечает за «обслуживающие» функции: поддержание функционирования медицинских организаций, обеспечение работы специальных приборов и устройств, поддержка внутренней сети. Ко второму можно отнести медицинские организации, которые за счет ИТ стараются улучшить качество обслуживания пациентов. Как правило, это крупные коммерческие медицинские сети, которые могут себе позволить достаточно значительный штат специалистов для создания внутренних продуктов или внедрения сторонних и их интеграции с существующими корпоративными решениями. Ну и третье направление - это ИТ-компании, которые создают интеллектуальные продукты для развития медицинской отрасли в целом. Например, решения на основе ИИ, которые позволяют анализировать снимки и делать их описание.
Менеджер по развитию UserGate Александр Луганский
Фото: UserGate
Стоит отметить, что медицина в целом – очень консервативная сфера, и внедрение информационных технологий в ней происходит достаточно медленно. В важных вопросах, а здоровье, безусловно, к ним относится, мы привыкли больше доверять человеку, а не ИИ и «всяким там нейросетям». Однако молодое поколение и наиболее продвинутая часть старшего активно использует электронные сервисы, добавляющие медицинскому обслуживанию удобства и таким образом повышающие его популярность, а значит – и общий уровень здоровья населения. Этому способствуют не только сервисы и приложения, нацеленные непосредственно на лечение заболеваний, но и так называемые healthcare-продукты, в большей степени направленные на профилактику и повышение уровня знаний о своем здоровье.
Во врачебном сообществе также существует целый пласт специалистов, которые активно используют ИТ в своей работе и помогают насыщать сервис своими знаниями и опытом. В свою очередь среди них можно выделить технологических визионеров, которые помогают заложить фундамент развития всей медицинской отрасли на десятилетия вперед.
– Что в этой сфере удается хорошо, а что с трудом?
– Имея такой широкий спектр ИТ-направлений в медицине, перед ними безусловно стоят разные проблемы и задачи.
И если для первой группы из перечисленных выше основные задачи сводятся к поддержанию жизнедеятельности организации в условиях импортозамещения и требования законодательства, то для двух других групп это более широкий круг задач.
Если обратиться к фактам и цифрам, то можно с уверенностью сказать, что активное развитие ИТ в медицине произошло в эпоху ковида. С одной стороны, это большой объем обращений граждан в медицинские учреждения: регулярные сдачи тестов, посещения врачей, МРТ и КТ, и прочие атрибуты жизни в эпоху карантина и самоизоляции. Что не могло не способствовать росту бизнеса этих самых медицинских организаций и повышения их прибыли. С другой – резко возросший объем обращений потребовал автоматизации многих процессов. Как рутинных, таких как запись в электронную очередь и получение результатов по электронной почте, так и интеллектуальных – ИИ для анализа снимков и помощи в постановке правильного диагноза. Все это привело к улучшению ИТ- и ИБ-инфраструктур – бизнес мог позволить себе вкладывать деньги в эти направления.
Конечно, 2023-2024 годы не показывают такой динамики, но уровень развития предоставляемых сервисов продолжает повышаться. Одновременно растет и количество пациентов, которые все больше привыкают к новой модели взаимодействия с медицинскими организациями. В том числе в формате дистанционных консультаций. И если раньше телемедицина была уделом регионов с низкой плотностью населения, то теперь онлайн-консультация врача – это почти норма.
– Какие особенно интересные инновации появились, как скоро они станут широкодоступными?
– Если говорить про инновации, которые появились за это время, то это, безусловно, развитие сервисов, основанных на искусственном интеллекте. И это не только распознавание снимков, но и назначения врача. Ведь не секрет, что врачебный рукописный текст – это то еще искусство.
Не стоит забывать и о конфиденциальных данных пациентов (а в медицине они все являются таковыми), которые почти на 100 % находятся в цифровом виде, а значит требуют мер по их защите. И здесь необходим комплексный подход, включающий как грамотное и безопасное построение всей цифровой инфраструктуры организации на основе ее всестороннего анализа, так и использование специальных технических средств, защищающих от вторжений, вредоносного ПО, утечки данных, а также инструментов постоянного мониторинга сети.
– Как проходит импортозамещение в этом сегменте, удалось ли справиться с последствиями ухода западных ИТ-решений?
– Если говорить про использование отечественных технологий взамен иностранных, то это сложный процесс, который требует времени и ресурсов. Все же медицинская отрасль и используемые в ней решения – сегмент достаточно узкий, многие устройства уникальны. Кроме того, большая сложность состоит в интеграции решений в существующий ландшафт без простоя организации. Важно отметить, что в крупных российских медицинских компаниях технологические окна для обслуживания, когда информационная система может не работать, появляются крайне редко, ведь нельзя остановить операцию или отложить выполнение лабораторных анализов с биоматериалом. Но даже имея такие сложности в реализации этот процесс движется вперед.
– На чем сейчас необходимо сделать упор при внедрении ИТ в медицине, в каком направлении двигаться, к чему стремиться?
– Важно продолжать развитие сервисов здравоохранения и заботы о здоровье, повышать информированность населения о них и популярность. Профилактика и выявление проблем на ранней стадии позволяют значительно повысить эффективность лечения заболевания. И ИТ играют в этом процессе очень важную роль.
Но не стоит забывать и о необходимости защиты конфиденциальной информации. Это важнейшая задача, стоящая перед ИТ в медицине, потому что это одна из основ выстраивания доверия между пациентом и врачом, прямо влияющая на привычку заботиться о своем здоровье.
– Большое спасибо за беседу!