– Алексей, можно ли в целом охарактеризовать, в чем изменился типичный проект СЭД/ЕСМ за 2023 год? Типичный проект сейчас - какой он?
– Типичный проект? Он совершенно нетипичный по сравнению с тем, с чем мы сталкивались еще три-четыре года назад. СЭД лишь небольшая часть российского ИТ-рынка, глобального рынка, как это ни странно звучит в современных реалиях. Безусловно, как и для любого прикладного решения, развитие этих систем определяется требованиями и пользователей, и регуляторов. Но, все же, СЭД должна влиться в ИТ-инфраструктуру организации и занять в ней свое место.
Поэтому, когда мы говорим о особенностях проектов 2023 года, в первую очередь стоит выделить повышенное внимание к работе СЭД в гетерогенной среде и информационную безопасность. Да, это не всегда наша зона ответственности. Но нам задают вопросы, и мы должны знать на них ответы.
Директор по работе с партнерами ЭОС Алексей Перегудов
– Какие нестандартные, интересные проекты прошли за этот год на рынке? Благодаря чему стало возможным их появление?
– Рано подводить итоги. Год очень плотный и насыщенный, а впереди еще целый месяц, за который будет много интересного. Но если попробовать обобщить, то я бы выделил ренессанс внедрения систем управления архивом. Причем я не устаю удивляться, сколько разных смыслов вкладывают заказчики в слово «архив»: от хранилища данных для других информационных систем до классического архива. Поэтому всегда интересно читать каждое новое техническое задание: что там придумали еще?
Почему так? Во многих организациях накоплен огромный объем информации, которой надо как-то управлять. Не просто хранить, а именно управлять, понимая, что и зачем мы храним. С другой стороны, меняющейся (а для кого-то внезапно и вынуждено) ИТ-ландшафт как-бы намекает, что архив поможет решить многие проблемы с хранением информации из тех систем, поддержка и эксплуатация которых больше невозможна.
– С какими новыми системами, сервисами начали в этом году интегрироваться СЭД/ЕСМ, что это принесло пользователям?
– Если говорить про государственный сегмент, то это, безусловно, МЭДО. Только не смейтесь. Ускорившийся в этом году процесс включения новых участников обмена за счет подведомственных учреждений, муниципальных образований и т.д. потребовал от разработчиков существенной модификации своих решений. Простая, казалось бы, сортировка сообщений и их доставка до конечного получателя поставила некоторых в тупик.
ЭОС же еще в прошлом году предложил своим заказчикам набор модулей, который способен обеспечить доставку и отправление сообщений МЭДО практически для любой организации, которая имеет доступ к шлюзу оператора. И сейчас у нас и наших партнеров довольно большая практика создания подобных решений.
Что это дало пользователям? Безусловно, более удобный и оперативный обмен документами. Не информацией (в виде скан-копий), а именно документами, что бывает тоже важно. Плюс сократились цепочки пересылки документов, что существенно повысило удобство и оперативность взаимодействия участников переписки.
С коммерческим сегментом несколько сложнее. Я бы не сказал, что появился некий новый набор интеграций. Тут все традиционно: бухгалтерский софт, ЭДО, иные информационные системы заказчиков. Наверное, можно сказать, что мы чаще стали сталкиваться с требованием интеграции с SAP, но называть это именно тенденцией я бы не стал. Это требование обусловлено проходящим (вынужденным или осознанным) импротозамещением и вряд ли сохранится в долгосрочной перспективе.
– Меняются ли сами пользователи СЭД/ЕСМ - по числу, квалификации, выполняемым задачам?
– Задачи растут, квалификация падает.
Нельзя сказать, что в этом году появились какие-то особые тенденции. Мы по-прежнему наблюдаем единство и борьбу противоположностей: с одной стороны, пользователи хотят получить «одно окно» для решения всех своих задач, что неизбежно ведет к созданию более сложных интеграционных решений, с другой - пользователь хочет упрощения всего. Причем это желание простоты порой приводит к пренебрежению установившимися нормами, требованиями законодательства и т.п. Увы, иногда стоит отмечать, что это связанно с непониманием последствий упрощения или пренебрежения теми или иными действиями.
Но давайте не будем все сваливать только на непонимание пользователей (читай, их низкую квалификацию), потому как упрощение процессов действительно возможно и необходимо в ряде случаев. И не нужно стремиться всегда все делать правильно. Документационные потоки, информационные потоки - они живые. И наша задача - оценивать тенденции, выявлять наиболее актуальные требования и реализовывать их в наших решениях.
– Приведите, пожалуйста, примеры из практики вашей компании - расскажите о нескольких наиболее важных, интересных проектах 2023 года.
– Не бывает неважных проектов. Важен любой. Пусть в нем и нет ничего интересного. Да и заказчики иногда ревнуют: «Вот тех-то вы вспомнили, а про нас забыли». Поэтому я без имен. Выделю только то, что в этом году у нас на поток переходят проекты, связанные с реальным, а не «бумажным» импортозамещением.
– Какой проект вам хотелось бы реализовать в следующем году? Есть ли основания надеяться, что это осуществится?
– Самый сложный и самый интересный проект всегда впереди. И он точно будет интереснее, чем то, что мы делали до этого. Ведь если это не так, то наше развитие остановилось.
– Большое спасибо за беседу!