– Алеся, какие новые ИТ-специальности появляются сейчас на рынке? Каковы причины их появления? Какими компетенциями должны обладать такие специалисты?
– Основные причины – быстрое развитие технологий и смена привычных бизнес-моделей под влиянием инноваций. Самые продуктивные направления – обработка и анализ данных, ИИ. За последнее время появились промпт-инженеры, ИИ-тренеры, специалисты по ИИ-этике. Массу новых ИТ-специальностей генерируют low-code и no-code, сейчас эти инструменты очень популярны, поэтому никого не удивить вакансией zero-code-разработчика.
Много профессий возникает на стыке ИТ и других сфер науки и бизнеса. Например, инженер умного дома, агрокибернетик и т.д.
Руководитель направления по подбору персонала компании НОРБИТ (входит в группу ЛАНИТ) Алеся Аргутина
Фото: ЛАНИТ
Потребуются развитые компетенции по трем ключевым направлениям: бизнес, технологии и та область, в которой планируется работать (производство, медицина, финансы и т.д). А также soft skills: критическое мышление, эмоциональный и социальный интеллект, умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, переучиваться, управлять собой во время стрессовых обстоятельств.
– Как решается проблема подготовки кадров по новым специальностям? Успевают ли учебные заведения открыть соответствующие программы? Или вся основная подготовка ведется на предприятиях на местах?
– Вузам сложно успеть за сменой технологий. Основная их задача – дать фундаментальные знания. На них затем прекрасно ложатся дополнительные тренинги, программы, курсы, которые часто реализуют на базе учебных заведений уже ИТ-компании. Учебным заведениям требуется, конечно, поддержка и бизнеса, и государства. НОРБИТ, например, вместе с Самарским университетом создает образовательную программу по направлению «Бизнес-информатика». А на экономическом факультете одного из ведущих вузов страны уже реализуется подобный проект для старшекурсников. Они учатся проектировать бизнес-процессы на no-code платформе NBT. Молодому специалисту выбрать профессию, которая будет востребована в будущем, достаточно сложно, но точно будет полезно отслеживать специальные кафедры (от вендоров и интеграторов) в вузах, лекции, семинары, участвовать в хакатонах.
Многие компании реализуют образовательные инициативы и внутри. Например, организуют собственные центры для обучения сотрудников. В НОРБИТ успешно работает Корпоративный университет, в котором на сегодняшний момент действует 223 тренинга по самым горячим направлениям: управление ИТ-проектами, продажи, soft skills и навыки работы с ПО. Ежегодно в нем проходят обучение более 1000 человек.
Еще один эффективный инструмент – стажерские программы. Для компании это возможность получить в перспективе качественные кадры, а для молодого специалиста – накопить проектный опыт и технологическую экспертизу. У нас в компании есть департамент искусственного интеллекта, здесь работают с самыми передовыми технологиями. А еще развивают и обучают молодежь. Стажерская программа тут самая масштабная и проводится на регулярной основе. Студенты 3-4 курсов под руководством опытных наставников работают на реальных проектах, многие остаются насовсем.
– Какие именно уникальные компетенции гарантируют востребованность у работодателей, потенциально высокий уровень заработной платы, возможность устроиться на работу в передовую компанию?
– Глубокие знания предметной области, опыт работы с новейшими технологиями, умение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать решения на основе данных. Кроме того, важными становятся коммуникативные навыки, умение работать в команде и желание учиться. Сейчас в тренде непрерывное обучение.
– Какие из новых сегодня позиций в ближайшее время могут стать массовыми? А в каких новых специальностях может проявить заинтересованность рынок через некоторое время, в силу каких причин?
– Все зависит от востребованности и массовости самой технологии. Чем больше проектов на ее базе реализуется, тем активнее спрос на конкретных специалистов. Прогнозировать развитие инноваций крайне сложно, динамика слишком высока. Например, еще пару лет назад о больших языковых моделях никто из обычных людей не слышал, а сейчас даже дети освоили ChatGPT.
– Большое спасибо за беседу!