– Константин, расскажите, ECM, CSP, СЭД, BPM - в чем сейчас отличие между решениями этих классов? Какие продукты сейчас наиболее актуальные и почему?
– На российском рынке понятия ECM, CSP и даже BPM размыты, и многие системы относят себя сразу к нескольким классам. Единственный термин, не вызывающий ни у кого вопросов, – это СЭД. В России даже есть ряд ГОСТов, определяющих требования к документообороту и электронному документообороту. В частности, в ГОСТ Р 7.08-2013 дается определение: электронный документооборот – это документооборот с использованием автоматизированной информационной системы (системы электронного документооборота).
Остальные термины пришли к нам с Запада. В России производители и поставщики ECM/CSP- и BPM-систем интерпретируют данные термины по-разному и зачастую в угоду маркетингу. Например, российский СЭД создают поставщики как ECM/CSP, так и BPM-систем. При этом многие производители российских СЭД стараются назвать свои продукты ECM-системой или BPM-системой. Иногда это просто шильдик, но лидеры рынка российского СЭД действительно добавляют в свои продукты функции ECM и BPMS.
Директор по продуктовому развитию LANIT Document Management компании ЛАНИТ Константин Герман
Фото предоставлено компанией ЛАНИТ
С BPM и ECM/CSP еще интереснее. На первый взгляд, любые ECM/CSP-системы содержат в своем составе модуль управления бизнес-процессами (BPM). Но при этом он предназначен для автоматизации управления контентом, хранящемся в системе, а не поддержки управления бизнес-процессами организации целиком. Тогда как BPM, это концепция процессного управления организацией. А BPMS – это ПО для поддержки этой концепции.
– В чем отличия и преимущества именно ECM/CSP платформ? В каких случаях, для каких заказчиков такие платформы являются лучшим выбором?
– Сначала давайте закроем вопрос о разнице между ECM и CSP. Короткий ответ – ни в чем. Но есть нюансы. Gartner ввел термин CSP как отражение изменившегося подхода вендоров к управлению контентом. В 2019 году аналитики Gartner писали: «Удобство использования и простота/гибкость конфигурирования часто выступают ключевыми отличительными чертами CSP от ECM». Другое отличие в том, что в ответ на рост контента производителям пришлось менять архитектуру систем, и сегодня на рынке доминирует микросервисный подход к построению платформ контент-сервисов.
CSP – платформы контент-сервисов предоставляют базовый набор инструментов для хранения, поиска и управления контентом с возможностью его редактирования и управления версиями. Они служат единым местом хранения контента в организации и дают возможность встраивать его в другие приложения (например, в ERP или BPM-системы). CSP также предоставляют инструмент консолидированного управления контентом и возможность повысить эффективность за счет сокращения объемов хранения (дедубликация), соблюдения требований законодательства и безопасного хранения.
Что такое сервисы управления контентом?
Фото предоставлено компанией ЛАНИТ
– Как развиваются российские ECM/CSP платформы, какие новые веяния можно отметить?
– Основной тренд на глобальном рынке – продолжающееся размытие ниши CSP. Функции управления контентом появляются в других платформах и отдельных бизнес-решениях. В основном это связано с тем, что технологии становятся доступнее за счет развития высококачественных решений с открытым исходным кодом. В результате платформа контент-сервисов остается востребована, когда кроме самой функции централизованного управления контентом есть и конкретный эффект для бизнеса от переноса контента из бизнес-систем в решение на базе CSP.
В России я бы отметил четыре тренда на этом рынке. Причем у вендоров технологии ловко переплетаются с маркетингом. Первый тренд – очередная волна популярности ИИ и больших языковых моделей для упрощения работы с контентом. Второй тренд – это ожидание развязки пятилетней истории законопроекта об электронных архивах. Управление электронного документооборота ФНС предполагает, что претерпевший существенные изменения законопроект в марте 2024 года будет внесен на рассмотрение в Госдуму. А российские вендоры снова заговорили о преимуществах электронного архива на их платформах. Третий тренд – маркетинг. Производители в борьбе за заказчика активно заговорили о том, что такое CSP, но без каких-либо прорывных изменений в технологиях. И четвертый тренд – это активный переход компаний на использование S3-хранилищ в качестве нижнего слоя управления контентом.
– Расскажите, пожалуйста, об опыте и решениях вашей компании в этом направлении.
– ЛАНИТ в 2022 году презентовал собственную платформу контент-сервисов – LANIT DOCUMENT MANAGEMENT (LDM). В отличие от других вендоров, мы изначально создавали платформу как полноценный аналог западным ECM. Другие производители в основном развивают функциональность ECM в своих СЭД и BPM-платформах. LDM имеет микросервисную архитектуру, поддерживает развертывание в катастрофоустойчивой конфигурации, позволяет в одной установке управлять одновременно несколькими разнородными хранилищами контента и метаданных. ЛАНИТ активно использует платформу LDM для разработки таких бизнес-решений, как система электронного документооборота LDM.Express, клиентское досье и документы дня для банков, кадровое ЭДО и других.
– Какими вы видите перспективы ECM/CSP платформ на отечественном рынке?
– Спрос на ECM/CSР-платформы сейчас как никогда высок. Ожидание принятия закона, по которому можно будет отказаться от ранее накопленного бумажного фонда, тоже создает потенциал для роста рынка ECM/CSP в России. Наконец, продолжается экспоненциальный рост объема электронных документов, что создает дополнительные вызовы, на которые лучше всего отвечают специализированные платформы управления контентом.
– Большое спасибо за беседу!