— Марат, меняется ли на протяжении последних 1-2 лет ситуация с возможностью экспансии российских ИТ-компаний в дружественные страны? Если да, то что это за изменения, с чем они связаны?
— Экспансия в настоящее время возможна в основном на рынки стран СНГ и БРИКС+, однако необходимо рассматривать такие варианты в каждом случае отдельно. ИТ в дружественных странах представляют собой отдельные рынки со своими особенностями с точки зрения законодательства, зрелости и отраслевого распределения. Помимо этого, потенциал российских компаний сильно зависит от их профиля и типа решений — коробочные или кастомные продукты.
В сфере заказной разработки наша компания долгое время занимала нишу качественных, быстрых и специализированных решений. Это позволяло нам и другим российским разработчикам конкурировать с аутсорсинговыми компаниями из разных стран и быть востребованными у заказчиков из США и Европы.
Директор департамента цифровых решений «ЛАНИТ-ТЕРКОМ»
(входит в группу ЛАНИТ) Марат Немешев.
Фото: ЛАНИТ
Однако на китайском и индийском рынках спрос на услуги российских разработчиков остается невысоким. Зачастую это связано с более низкими локальными ценами на заказную разработку. Кроме того, выход на эти рынки осложняется культурными и языковыми барьерами, иными условиями конкуренции. Сегодня Индия и Китай остаются крупными центрами разработки с большим внутренним рынком, на котором действуют локальные и мировые ИТ-компании. Поэтому конкурировать там российским компаниями трудно.
— На каких рынках стран Юга и Востока у компаний, работающих в вашем сегменте, уже есть партнерские договора, продажи? А какие новые рынки сейчас открываются? Что способствует взаимному интересу?
— Сегодня китайские компании заинтересованы в реализации наукоемких проектов в партнерстве с компаниями из России, в ОАЭ реализуются проекты в области умных городов.
Традиционно наиболее высоким спросом пользуются отечественные решения в области информационной безопасности. Ведущие компании в области кибербезопасности давно работают на международном рынке и имеют обширный опыт в реализации проектов за рубежом.
Кроме того, российские ИТ-решения в сфере финансовых технологий, нефтегазового сектора, медицины, госуправления сегодня превосходят зарубежные. Поэтому потенциально для стран БРИКС+ могут представлять интерес разработки в этой области.
— Расскажите об опыте вашей компании в этом направлении.
— Наша команда разрабатывала решения для зарубежных и российских компаний и часто привлекалась для их локализации в Азербайджане и Казахстане. Мы помогли локализовать, настроить, обучить пользователей.
Помимо этого, надеемся расширить географию привлечения кадров за счет стран СНГ. Ранее мы уже имели успешный опыт со специалистами из Казахстана.
— Ваше видение дальнейших перспектив отечественных ИТ-компаний на зарубежных рынках. Во сколько раз могут увеличиться продажи за рубеж, как это повлияет на отечественный ИТ-рынок?
— Внедрение платформы BRICS Bridge может сыграть значительную роль в оптимизации взаиморасчетов между компаниями из России и стран БРИКС+. Этот инструмент может способствовать переходу на менее подверженные рискам системы платежей.
Члены БРИКС+ активно реализуют собственные инициативы, направленные на цифровизацию экономик. Это отразилось и на объеме рынков этих стран. За последний год объем китайского рынка ПО и ИТ-сервисов вырос на 13,4 % и составил $1,7 трлн. Индийский ИТ-рынок увеличился на 3,8 % и составил $254 млрд. В будущем объем рынков стран БРИКС+ продолжит расти.
Тем не менее, несмотря на перспективы сотрудничества в рамках БРИКС+, российским компаниям будет сложно выйти на рынки Индии и Китая из-за высокой конкуренции. Помимо этого, в отечественных ИТ-компаниях остается актуальным дефицит специалистов уровня middle и senior.
— Большое спасибо за беседу!