– Сергей, компания «ЛАНИТ-Интеграция» участвовала в реализации таких масштабных проектов, как оснащение мультимедийным комплексом парка Зарядье и модернизация метеорологических станций по всей стране. Возведение нового корпуса Третьяковки стало для вас чем-то принципиально новым? Чем вообще руководствуется интегратор, берясь за подобные проекты?
– Безусловно, мы пришли к решению участвовать в конкурсе на роль генерального подрядчика, уже имея огромный строительный опыт, и во многом благодаря ему нам удалось успешно завершить эту историю. Много лет проработав в сфере системной интеграции, я замечал такую тенденцию: компания, которая занимается оснащением зданий ИТ-оборудованием, системами мультимедиа, инженерной инфраструктурой, – начинает развивать внутри себя строительное направление. Не у всех это хорошо получается, но одной из причин такого подхода является следующее: заходя на объект на ранних стадиях строительства, интегратор может лучше адаптировать традиционные для него решения, не занимаясь сложным перепроектированием.
В то же время нужно уточнить, что в случае Третьяковской галереи мы не занимались котлованом, фундаментом. Мы вошли сюда как генеральный подрядчик в 2019 году, уже имея соответствующий конструктив, частично – кровлю здания и инженерные системы, относящиеся к кондиционированию и вентиляции.
Сергей Фатеев, заместитель руководителя проекта по строительству Корпуса
Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной компании «ЛАНИТ-Интеграция».
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
– Здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной относится к знаменитым московским объектам строительства.
– Архитектор Алексей Викторович Щусев создал концепцию расширения музейного комплекса Третьяковской галереи до Водоотводного канала еще в 1944 году. 5 апреля 1995 года был установлен закладной камень, свидетельствующий о намерении застроить участок на Кадашёвской набережной. «Моспроект-4» продолжил заниматься проектированием здания примерно с 1996 года, но появление котлована – это уже 2013-й. В связи с различными факторами строительство затягивалось до тех пор, пока в 2019 году генеральным подрядчиком не стала компания «ЛАНИТ-Интеграция».
Нам, таким образом, досталось недостроенное здание, для которого предстояло значительно доработать инженерные системы, возвести атриум с зенитным фонарем, выполнить отделку, построить надземный переход из старого здания в новое, разместить витражи с картинами великих художников на фасадах. Иными словами, требовалось в ограниченный срок завершить все строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Фасады нового корпуса Третьяковской галереи украшены репродукциями 35 полотен
русских живописцев и входят в охранную зону Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
За это время мы столкнулись не только с большим количеством таких внешних вызовов, как пандемия, волатильность рынка, санкции, уход из страны многих поставщиков оборудования, на которых мы рассчитывали. Мы пережили еще и смену заказчика. В результате реструктуризации в 2021 году профильные подразделения, которые находились в ведении ряда министерств, были объединены в одну структуру – ППК «Единый заказчик в сфере строительства». После ее появления работы по проекту стабилизировались, что способствовало успешному завершению строительства. К этому времени мы уже смогли найти новых надежных партнеров, заместить некоторые решения на доступные с соблюдением высоких музейных требований.
– Насколько трудно было выполнить эти непростые требования с учетом ограниченного количества поставщиков?
– Конечно, изменения, связанные со сменой производителей оборудования, отразились на проекте. Нужно отметить, что каждый поставщик вел себя в ситуации санкционного давления по-разному. Например, испанская компания посчитала для себя возможным выполнить обязательства по поставке грузовой платформы грузоподъемностью шесть тонн для перемещения экспонатов музея в выставочные залы.
Если же говорить о другом виде вертикального транспорта, а именно о пассажирских лифтах, здесь изменение было существенным. Ведь лифты – это определенная архитектура, шахты с проемами нужных размеров. По ходу менять конструктив, то есть расширять или сужать проемы, практически невозможно. В проект изначально было заложено оборудование европейского вендора. Следующий за ним южнокорейский производитель со временем тоже столкнулся с непреодолимыми санкционными ограничениями. Мы остановились на китайском вендоре, который соответствовал всем заданным параметрам. В результате в здании работают 15 лифтов, из которых шесть панорамных, а также шесть эскалаторов.
«Азбука Третьяковки» – одна из первых экспозиций, открывшихся в новом здании.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
– Какое мультимедийное оборудование используется в здании? И в каких целях?
– В здании очень много экранных поверхностей. Администрация Третьяковки будет самостоятельно решать, для чего их уместнее применять: например, для информирования посетителей о текущих или грядущих мероприятиях. Централизованное управление контентом базируется на российской программной платформе.
На первом, третьем и цокольном этажах, открытых для свободного посещения, установлены интерактивные двухсторонние киоски и напольные интерактивные столы, где будет представлена планировка этажей.
Конференц-зал оснащен современным мультимедийным оборудованием.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
Многофункциональный зал на 512 человек, где будут, в том числе, проходить конференции и паблик-токи, оборудован светодиодным экраном размером 12,2 на 3,4 метра. Экран оснащен подъемным механизмом и может оперативно опускаться для демонстрации роликов и презентаций. Есть также проекционный экран, с помощью которого можно создавать фон на сцене. Установлены акустические панели, поглощающие звук. В целом в зале отличное звуковое оснащение, подходящее даже для музыкальных выступлений, несмотря на то, что по проекту помещение не задумывалось как концертная площадка. Запомнилось, что первым музыкантом, его посетившим, стал виолончелист. Находясь на сцене без кулис, падуги (она обрамляет верхнюю часть сцены между кулисами) и прочих элементов декораций, он сыграл на инструменте и остался доволен звучанием. Думаю, что для выступлений камерного оркестра в зале созданы все условия.
Кроме того, в многофункциональном зале и пресс-центре присутствует система синхроперевода, необходимая для сопровождения делегатов различных мероприятий: специальное звуковое оборудование и помещения для синхропереводчиков. Существует возможность одновременно поддерживать трансляцию на четыре иностранных языка.
Посетителей будут сопровождать два робота-экскурсовода. Это тоже часть нашего проектного решения.
– Здание Третьяковской галереи уникально: это знаковый музей национального искусства, объект в самом центре Москвы, в проекте которого предусматривались сложные конструкции. Что из вышеперечисленного оказалось для команды «ЛАНИТ-Интеграции» самым сложным?
– Мы находимся в историческом квартале, в непосредственной близости от самого известного здания Третьяковской галереи, на относительно небольшом, ограниченном строительном участке. Такие условия работы называются стесненностью. Из-за этого были сложности с доставкой на объект оборудования, материалов, с размещением рабочей силы. Площадей для того, чтобы мы могли свободно развернуться, просто не было. На протяжении всего строительства мы действовали по принципу игры-головоломки «Пятнашки»: переставляли оборудование с одного этажа или крыла в другие части здания, распределяли объем работ по четко выверенным графикам. Думаю, что в центре Москвы это типичная ситуация, любой строитель сталкивается с такими сложностями.
Светопрозрачные конструкции – важная часть интерьера нового здания Третьяковки.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
Мы также учли и возможность снижения издержек на эксплуатацию здания. Для этого предусмотрено двойное освещение – как искусственное, так и естественное.
– В залах нового корпуса Третьяковки будут не только экспонироваться произведения искусства. Здесь также есть помещения для хранения и реставрации. Какие особые требования к климату это накладывает?
Площадь функциональных пространств нового корпуса:
– В выставочных залах должен соблюдаться температурно-влажностный режим (ТВР) с допусками по температуре 18-20 градусов и относительной влажности 50-55%. Это позволяет безопасно хранить произведения искусства. В атриуме и других пространствах может быть другая, более комфортная для посетителей и сотрудников температура. На обеспечение этого режима направлены система вентиляции, индивидуальный тепловой пункт, а также холодильные машины – последние достались нам от предыдущего генподрядчика. Сейчас нам удается стабилизировать ТВР. Это непростая история – добиться устойчивого климата на такой большой площади.
В реставрационных помещениях, помимо прочего, установлена вытяжная система для удаления пыли, учтены повышенные требования пожарной безопасности и опять же предусмотрен контроль ТВР. В здании несколько помещений для работы с разными категориями экспонатов: произведениями масляной живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Благодаря ним значительно усиливается потенциал Третьяковской галереи в области реставрационной деятельности.
Вытяжная система в реставрационном помещении.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
Также мы используем катализаторы, которые позволяют обеззараживать воздух и соответствующим образом подавать его в те или иные пространства. Здание оборудовано собственной трансформаторной подстанцией. На кровле смонтированы вентиляционные установки и драйкулеры (охлаждающие установки) холодильных машин. Для снижения шума и ограничения видимости технологического оборудования используются декоративные ламели из стекла.
Комплекс способен функционировать в ручном и автоматическом режиме. В здании предусмотрены диспетчерские помещения, где дежурные круглосуточно отслеживают важные параметры влажности и температуры в залах.
Помимо ТВР, большую роль для удобства работы с экспонатами и вообще создания неповторимой атмосферы музея играет свет: большие застекленные участки, где солнце попадает в здание напрямую, зенитный фонарь атриума, который усиливает естественное освещение интерьеров.
Большую часть рабочего времени музея в атриуме – естественное освещение.
Тумбы – элементы приточной вентиляции.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
– Появлялись ли в ходе строительства новые задачи вне плана, на которые приходилось реагировать максимально гибко?
– С необходимостью небольших корректировок, не заложенных в проект, мы сталкивались постоянно. Это естественный процесс, когда, окончательно не «поселившись» в здании, пользователь начинает его адаптировать под себя, обживать. К завершению строительства, как мне кажется, мы постарались оптимальным образом удовлетворить все подобные просьбы. В том числе консультировались с сотрудниками музея, ведь именно они лучше всего понимают нюансы будущей его работы.
Трансформируемые перегородки выставочных залов,
позволяющие зонировать пространство, делают его более функциональным.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
– Расскажите о строительстве стеклянного 57-метрового надземного перехода, соединяющего новое здание с исторической галереей.
– Стеклянный переход поддерживают три опоры повышенной прочности. Когда мы занимались его монтажом, то нашли в грунте двенадцатиметровый шпунт, оставшийся, вероятно, со времен постройки Депозитария в 1985 году. Достать его из земли было невозможно, поэтому пришлось искать решение для того, чтобы обойти этот шпунт. Вот еще один пример вынужденных изменений, не учтенных в проектной документации и требующих нестандартного подхода. В результате две сваи получились в одном исполнении, а третья – в другом.
57-метровый пешеходный мост соединяет новый корпус и историческое здание музейного комплекса.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
– Витражные окна с полотнами русских живописцев изменили вид Кадашёвской набережной. Какие особенности у этих масштабных светопрозрачных конструкций?
– Конкурс на фасадные решения нового корпуса Третьяковской галереи проводился в 2013 году, выбор тех или иных полотен был сделан специалистами музея. С ними у нас связана одна интересная история. На фасаде, расположенном по Лаврушинскому переулку, размещен фрагмент произведения советского художника Виктора Попкова «Строители Братска». На оригинальной картине изображены пять человек, но на витраж попал только один: мужчина с цепью. Это – родной дядя одного из наших сотрудников. Получается, что такой небольшой нюанс еще больше породнил «ЛАНИТ-Интеграцию» с Третьяковской галереей.
С точки зрения технологии, эти полотна – не наклейки, которые со временем можно заменить на другие. Это многослойное стекло с термообработкой, общая толщина составляет не менее 20 мм. Внутри него дважды нанесена художественная печать, что придает картинам некий объем. Это российское решение: мы нашли соответствующее производство, где эти витражи и были созданы.
Ознакомиться со всеми этапами строительства и другими подробностями можно
на специальной экспозиции, посвященной истории возведения этого непростого объекта.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
– Какие активности интегратор планирует проводить совместно с Третьяковкой?
– Строительство нового корпуса Третьяковской галереи привело к более тесной интеграции между музеем и компанией «ЛАНИТ-Интеграция». Об этом говорит и экспозиция, повествующая об истории строительства – наша совместная с заказчиком инициатива. Посетители нового здания могут ознакомиться с его макетом, с этапами и участниками строительства на интерактивном дисплее, с полотнами, размещенными на фасаде по Кадашёвской набережной, и биографиями живописцев – на интерактивном слайдере. Это уже стало одной из точек притяжения для гостей музея.
Макет нового здания Третьяковки – часть экспозиции, посвященной строительству музея.
Фото компании «ЛАНИТ-Интеграция»
Параметры нового корпуса Третьяковской галереи: