– Павел, какую долю, по вашей оценке, занимает сервисное сопровождение в общем перечне работ системного интегратора и вашей компании в частности?
– Сервисное сопровождения – это бизнес, принципиально отличающийся от проектного. По сути, сервисный подход – это цикл создания ценности, в отличие от цепочки создания ценности при проектном подходе.
Поэтому в нашей компании сервисный центр представляет собой отдельную структуру со своими критериями, параметрами успеха. Перечень его услуг постоянно растет с расширением списка обслуживаемых технологий и занимает значительную долю в общем объеме работ.
Директор центра технического консалтинга РДТЕХ Павел Шмелев
– Меняется ли значимость сервисных контрактов для системных интеграторов год от года, по каким причинам?
– Значимость сервисных контрактов возрастает в условиях нестабильности на рынке просто потому, что это замкнутый цикл, «быстрые деньги», приходящие на регулярной основе в рамках абонентских договоров, которые гарантируют стабильность и возможность планирования ресурсов.
С развитием сервисного центра, который у нас работает в режиме 7*24, мы получаем значительное конкурентное преимущество в виде налаженного бизнеса. Так, при выстроенной инфраструктуре добавление нового аккаунта не требует больших материальных затрат и найма дополнительных специалистов. Это позволяет нам быть в рынке и предлагать лучшую цену.
– В каких случаях и каким клиентам однозначно выгоднее заключать сервисный контракт с интегратором, нежели с вендором?
– Сервисный контракт с вендором в общем случае гарантирует решение проблем с кодом программного продукта, а также возможность получения новых версий. Стандартное сопровождение вендором (часто это условия покупки лицензий на программное обеспечение) включает в себя базовую поддержку в весьма ограниченном объеме.
Если речь идет о расширенных функциях, кастомизации, сопряжении программного продукта с другими элементами ИТ-инфраструктуры, то услуги интегратора намного предпочтительнее, чем вендора. Выгода не только в расширении спектра обслуживания, но и в цене сервиса.
Сервисный контракт с интегратором более гибок, подстроен под клиента, учитывает особенности его бизнеса.
– Плюсы и минусы перевода систем Service Desk с иностранных платформ на российские?
– Перевод указанных систем с иностранных платформ на российские должен быть экономически обоснован. Часто таким обоснованием может служить переход на открытый код, сокращение лицензионных расходов. Важным фактором также может стать сокращение внешних рисков, связанных с политической ситуацией, которая влияет на экономические процессы.
Минус заключается в необходимости обеспечить интеграцию российского программного продукта с остальной ИТ-инфраструктурой.
– Какие еще варианты сервисного сопровождения вы бы отметили как актуальные сегодня или набирающие популярность?
– В настоящее время набирают популярность проекты, основанные на методологии DevOps, где разработка и сопровождение интегрируются в один общий процесс.
Мы отмечаем рост проектов миграции с проприетарных систем на системы с условно-открытым кодом. Например, ряд наших заказчиков переходят на PostgreSQL.
В традиционном сегменте сервисного сопровождения систем наиболее бурный рост заметен в сегменте SааS.
– Какие сервисные компетенции ваша компания приобрела или расширила за последнее время?
– В настоящее время мы активно развиваем новые услуги, а также расширяем ниши существующих услуг.
В качестве расширения уже имеющихся услуг хочу выделить проекты миграции, аудита, аутсорсинга баз данных PostgreSQL. Как партнеры компании Postgres Pro мы можем оказывать услуги самостоятельно, а также работать совместно с Postgres Pro над новыми проектами.
Кроме того, при работе с нашими заказчиками мы используем ITSM-подход. Наш сервис включает как услуги технологического стека, так и оптимизацию бизнес-процессов на всех уровнях управления экосистемы компании-заказчика, которая получает выгоду от такой синергии.
– Ваша оценка отечественного рынка сервисного сопровождения, места интеграторов на нем, в частности, вашей компании, и дальнейших перспектив.
– На мой взгляд, РДТЕХ – одна из наиболее динамично развивающихся компаний в области сервисного сопровождения. Наряду с выстроенным бизнесом сопровождения ИТ-систем в режиме 7*24, мы разрабатываем инновационные услуги, не имеющие аналогов на российском ИТ-рынке.
– Большое спасибо за беседу!