– Марина, можно ли, на ваш взгляд, вывести несколько правил, которые должны действовать для успешного онлайн-обучения?
– Первое правило – отсутствие технических сбоев и хороший виртуальный класс. Ничто не спасет курс, если «сбоит» техническая составляющая. Второе правило – визуальное присутствие слушателей. Слушатели должны включать камеры. Иначе преподаватель рискует упустить либо несколько слушателей, либо вообще всю аудиторию и превратить курс в собственный монолог.
Директор Учебного центра РДТЕХ Марина Кондратенко
– Каким категориям обучающихся было проще всего перейти на дистанционку весной этого года (возраст, обладание технологиями, хорошими каналами Интернета)? Что можно улучшить для них?
– Возраст, полагаю, не при чем. Технологии важны, я уже говорила об этом ранее. И важное: слушатель должен существенно сильнее концентрировать внимание и на материале, и на преподавателе, и (что сложно) – на соучениках. Он просто должен иметь в виду, что при дистанционном формате обучения концентрация внимания на процессе – отдельная задача именно слушателя. В очном формате задача концентрации слушателей на процессе обучения – скорее задача преподавателя, чем слушателя. В дистанционном формате – задача в равной степени и на том, и на другом.
– Кому пришлось тяжелее всего, почему? Что можно сделать учебным заведениям и семьям для того, чтоб в будущем эти проблемы не повторялись?
– Тяжелее всего пришлось преподавателям в школах, в особенности тем, кто не имел опыта дистанционного преподавания. В силу отсутствия возможности непосредственно оценивать реакцию обучающихся, степень концентрации их внимания на предмете, степень включенности в процесс и, к сожалению, отсутствия возможности адекватной проверки степени усвоения знаний (мы прекрасно понимаем, что Google знает многое, но мы же не Google учим, а Сашу Иванова, а Саша Иванов спрашивает Google).
– Как вы оцениваете готовность государства, образовательных госструктур к дистанционному образованию?
– Судя по опыту перехода на дистанционку образовательных учреждений, степень готовности была существенно меньше, чем нужно. Однако, полагаю, существенно больше, чем возможно. То есть, все могло быть хуже, чем по факту.
– Поделитесь, пожалуйста, собственным опытом участия в проектах, так или иначе связанных и дистанционной работой образовательных учреждений (как в административной, так и в учебной части).
– Наш Учебный центр довольно давно практикует дистанционное обучение по всем представленным нами направлениям, как в смешанных группах, так и целиком удаленно. Поэтому и у преподавателей, и у администраторов, и у технических специалистов есть соответствующий опыт и практика. Обучение в таком формате ведется через СДО Мираполис, эта платформа нас пока устраивает.
Поэтому, когда жизненные обстоятельства и текущая эпидемиологическая ситуация в стране вынудили нас перевести как обучение, так и текущую деятельность УЦ полностью в удаленный формат, никаких дополнительных сложностей, связанных с реорганизацией методологии преподавания и технической базы, не случилось. Ну и как следствие: не произошло снижения качества преподавания и уровня удовлетворенности клиентов.
В дальнейшем мы планируем активно развивать формат удаленного обучения. В связи с этим разработана отдельная система скидок на все курсы и направления Учебного центра РДТЕХ, проводимые в дистанционном формате, а также запланирована модификация платформы для удаленного обучения, в частности – на основе обратной связи, полученной от наших клиентов.
– Как вы считаете, в каком соотношении образование ближайшего будущего могло бы сочетать в себе очные и дистанционные технологии? На каких участках дистанционка вполне может заменить традиционную образовательную систему, а на каких - нет?
– Какие-то определенные «участки» выделить проблематично. Вопрос не в теме, не в участках, а в конкретной задаче: чему именно необходимо научить. Чем шире возможности дистанционного обучения, тем больший круг задач можно им решить.
– Большое спасибо за беседу!