– Александр, какие изменения, происходящие внутри компаний вашего сектора, сейчас наиболее актуальны?
– Безусловно, меняются подходы в управлении персоналом, оптимизируются бизнес-процессы. Многие полностью переходят на удаленную работу, либо с частичным посещением офиса. Меняется психология сотрудников, которые «распробовали» удаленку и понимают, что должностные обязанности можно безболезненно переносить в онлайн. Часть сотрудников, скорее всего, после окончания пандемии не захочет возвращаться в офис. Технологически еще весной многие компании подготовились к переносу бизнес-процессов в распределенный и удаленный формат.
Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов
– Какие изменения в планы по внутреннему развитию внесла именно пандемия?
– В период карантина и ограничений сложно затевать большие внутренние проекты, но при достаточном уровне автоматизации компании переживали оптимизацию процессов достаточно легко. Более того, кризис увеличивает мотивацию к развитию, сразу видны узкие места, достоинства и недостатки управленческих процессов, поэтому такая проверка на прочность позволяет лучше адаптироваться к существующим реалиям и правильно определить стратегический путь развития.
– Что еще побуждает ИТ-компании меняться сейчас?
– ИТ-компании – это поставщики решений, которые нужно адаптировать к текущим потребностям заказчиков. С изменением запросов клиентов меняются вендоры, которые по-другому начинаются смотреть на линейку своих продуктов, вносят коррективы в разработку.
– Какие нововведения, преобразования становятся сейчас условием сохранения конкурентоспособности и почему? Можно ли, вообще, оставаться конкурентоспособным, не трансформируясь?
– На мой взгляд, необходимо правильно расставить бизнес-приоритеты, оценить тренды рынка и провести работу по укреплению корпоративной культуры. Сильный игрок – это всегда сплоченная команда единомышленников, такие компании в первую очередь добиваются успеха в кризисных условиях.
– А есть ли нечто, что можно отнести к «модным», имиджевым трендам?
– В основе какого-либо тренда, как правило, умная и полезная технология. Вспомните ИИ, блокчейн, RPA. Можно сказать, что массовость увлечения этими технологиями создала модный антураж вокруг них, при этом массовость их применения не настолько велика. В ИТ-сообществе не мыслят категориями модный или имиджевый, здесь хорошо понимают необходимость внедрения или развития той или иной технологии, ее применимость в определенных ситуациях с учетом достижения поставленных целей, в том числе экономически оправданных. Поэтому использование новых технологий основывается не на имидже, а на их целесообразности.
– Какие изменения происходят внутри вашей компании?
– Деятельность ЭЛАР включает несколько больших направлений – системную интеграцию, производство специализированного сканирующего оборудования и услуги по оцифровке документов. Для каждого направления созданы собственные средства контроля и автоматизации бизнес-процессов, которые входят в единую цифровую экосистему ЭЛАР. Мы так работаем уже несколько лет и имеем достаточный уровень автоматизации, чтобы смена локаций и ограничения никак не повлияли на эффективность нашего бизнеса.
– Расскажите подробнее о нескольких внутренних проектах.
– Единая цифровая экосистема ЭЛАР построена на базе нашей собственной ECM-платформы «ЭЛАР Контекст», которая объединяет деятельность функциональных и производственных подразделений, автоматизирует бизнес-процессы и позволяет без территориальной привязки работать с документами и задачами. В системе ведется контроль жизненного цикла разработки оборудования, корпоративный документооборот, контроль исполнительской дисциплины, отчетность и много другое. Развитие этой системы является приоритетной задачей.
– Меняет ли ваша компания в связи с проведением этих проектов свое позиционирование, и если да, то как?
– Скорее, укрепляет текущее позиционирование. Наша философия заключается в предоставлении заказчикам гибких решений, которые подготовлены для того, чтобы максимально быстро обеспечить положительный эффект от цифровизации. Мы используем собственные продукты для удовлетворения внутренних потребностей. К примеру, бумажные документы в подразделениях сканируются с помощью нашей новой офисной линейки планетарных сканеров «ПланСкан», которые гораздо эффективнее и экономичнее МФУ и других привычных нам традиционных офисных устройств. Работа с цифровой информацией ведется в ECM-платформе «ЭЛАР Контекст», которая построена по сервис-ориентированной архитектуре (CSP), что предоставляет лучшие возможности для масштабирования и адаптации под различные задачи бизнеса. В этой связи, все, даже новые решения, проходят апробацию в условиях нашей компании, и мы предоставляем заказчикам уже подготовленные продукты, эффект от которых можно продемонстрировать.
– Ваш прогноз насчет дальнейших преобразований в ИТ-компаниях отечественного рынка системной интеграции - что потребуется трансформировать в ближайшей перспективе, почему, для достижения каких целей?
– Кто не успел, будет продолжать цифровизацию процессов. Многие интеграторы переходят к более гибким методикам управления проектами, оптимизируя использование ресурсов команды. Конечно, важен кадровый вопрос – необходимо управлять изменениями внутри коллектива, эффективно внедряя новые форматы работы, а также с учетом новых реалий, возможно, потребуется пересмотреть комплектование команд, отдавая часть компетенций на аутсорсинг.
– Большое спасибо за беседу!