Владимир Эдуардович, в конце октября компания ЭОС провела в режиме онлайн клиентскую конференцию «Осенний документооборот-2021». Повлиял ли такой формат на программу мероприятия, на его цели, количество и качество обратной связи?
– Исключительно онлайн-формат «Осеннего документооборота-2021» был, конечно, вынужденным: мы не хотели подвергать гостей и спикеров даже малейшему риску. С другой стороны, этот формат кардинально изменил наши представления о потенциальном интересе к этому отраслевому событию. Ранее нам казалось, что несколько сотен человек, собравшихся в зале, – это очень много. А на прошедшей онлайн-конференции число участников неожиданно для нас приблизилось к двум тысячам. Думаю, огромную роль в формировании такого интереса сыграло то, что дистанционный формат позволил выступить у нас многим федеральным и региональным ИТ-руководителям, которых в силу их занятости невозможно было бы собрать в рамках очной конференции.
Еще один важный итог – весьма эффективная обратная связь на онлайн-платформе: речь идет и о вопросах, и о голосовании по ходу конференции.
Мы понимаем, что при всех плюсах дистанционного формата эффект от онлайн-присутствия не может заменить живого общения в зале и на полях очной конференции. Оптимальный вариант – гибридный формат. Надеемся, что в 2022 году нам удастся провести именно такую конференцию.
Владимир Баласанян, председатель Совета директоров ЭОС
Насколько на конференции удалось охватить актуальные тренды на рынке СЭД? Какие это были тренды? Насколько они изменились по сравнению с теми, которые были озвучены на «Весеннем документообороте-2021»?
– Полгода, прошедшие с прошлой конференции, подтвердили беспрецедентность и безальтернативность намерений и действий государства по расширению масштабов электронного документооборота в стране. Так, 24 июля 2021г. было принято и с 1 декабря 2021г. вступило в силу постановление Правительства № 1264 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия». Оно нормативно закрепило новый формат обмена 2.7.1 в системе межведомственного электронного документооборота МЭДО. Этот формат предполагает преимущественный обмен электронными подлинниками, а также мониторинг и контроль дисциплины при работе ведомств с поручениями.
Революционным нововведением стала возможность подключения к системе МЭДО не только СЭД федеральных и региональных ведомств, но практически СЭД любой организации. Это наконец открывает путь к созданию единой системы документооборота в стране, связывающей СЭД отдельных ведомств и организаций. При этом для отдельных небольших структур, например, муниципалитетов, не имеющих специальной системы документооборота, Минцифры предлагает использование простого типового решения ТОР СЭД.
Для расширения сферы использования электронных документов подготовлен новый правительственный проект «Положение о порядке обращения с документами для служебного пользования (ДСП)», допускающий оформление этих документов в электронном виде. Одновременно ведутся работы по созданию специального программного решения АРМ МЭДО ДСП для работы с такими документами.
Очень важно, что реализация всех этих новшеств осуществляется в тесном взаимодействии представителей аппарата Правительства и Минцифры с сообществом разработчиков СЭД в рамках экспертного совета по электронному документообороту Минцифры. На еженедельных совещаниях отслеживаются проблемы перехода федеральных и региональных органов власти на формат 2.7.1, обсуждаются вопросы подготовки новых нормативных документов и разработки программного обеспечения. Отмечу большой вклад в эту работу экспертов ЭОС – Андрея Шарова и Елены Антошечкиной. Их деятельность позволяет учесть огромный опыт нашей компании и ее заказчиков в развитии и использовании межведомственного документооборота.
В целом об особом внимании Правительства к электронному документообороту свидетельствует также то, что в октябре электронный документооборот был включен в число 42 самых важных инициатив социально-экономического развития государства до 2030 года. Так что в ближайшее время следует ожидать не только реализации уже предпринятых мер, но и новых инициатив по развитию ЭДО в стране.
С момента первого анонса ЭОС Платформы прошло уже достаточно много времени. Насколько вы довольны развитием этого решения, динамикой его разработки?
– Платформа – это новая основа всех решений компании ЭОС, соответствующая самым передовым технологическим трендам. Напомню, что наши планы предполагают поэтапную разработку и, соответственно, поэтапный перевод всей нашей продуктовой линейки на ЭОС Платформу. Подводя итоги текущего года, могу сказать, что мы довольны как ходом разработки, так и ее первыми практическими результатами. Разработаны и в полном объеме функционируют ядро и ряд компонентов Платформы, проведен анализ производительности, отработаны различные варианты развертывания, в том числе на базе отечественного программного обеспечения ОС «Альт Линукс» и СУБД Postgres, отечественных серверов на процессорах «Эльбрус», а также на ПК с процессорами «Байкал».
Часть разработанных компонентов уже используется в текущей версии СЭД «ДЕЛО» 20.2. Созданы и первые приложения на базе Платформы: «Диспетчер СМЭВ» и система «АРХИВНОЕ ДЕЛО».
Особенно хотел бы выделить систему «АРХИВНОЕ ДЕЛО»: это не модификация прежнего решения, а совершенно новая система, которая позволяет на современном уровне решить проблему хранения электронных подлинников. Это очень важно в преддверии обновления законодательства об электронных архивах и создания федерального Центра хранения электронных документов ЦХЭД. С апреля 2021 года — это приложение уже используется у одного из наших крупных заказчиков в Москве и двадцати регионах РФ.
Насколько я помню, на предыдущих конференциях ЭОС не уделялось так много внимания Платформе обратной связи. С чем связан такой интерес к ней в этот раз?
– В рамках программы «Цифровая экономика» разрабатывается целый ряд федеральных систем, информация из которых должна обрабатываться в ведомственных СЭД. И мы стараемся максимально быстро реализовать соответствующие коннекторы для взаимодействия ведомственных СЭД с этими федеральными системами и довести эту информацию до наших заказчиков.
Одной из таких федеральных систем является Платформа обратной связи ПОС, полномасштабное развертывание которой осуществляется в этом году. ПОС осуществляет автоматический сбор и загрузку сообщений граждан из разных источников, их маршрутизацию между организациями-участниками процесса рассмотрения обращений, автоматизацию направления ответов заявителям и сбор оценок авторами сообщений качества решения проблем.
Интеграция СЭД и ПОС позволяет в режиме реального времени обмениваться информацией между двумя этими системами, в том числе автоматически регистрировать в СЭД поступающие сообщения, информировать заявителей о статусах их рассмотрения, формировать и отправлять ответы на них.
Еще один вопрос, который в этот раз освещался очень активно, – кадровый. Как компания ЭОС может помочь в этой сфере – в обучении, повышении квалификации, повышении ИТ-грамотности документоведов?
– Интерес к изучению технологий работы с электронными документами сейчас огромен, вся отрасль документоведения и архивного дела на пороге серьезного обновления. У нас уже давно действует программа «Электронный документооборот – со студенческой скамьи». В рамках этой программы мы предоставляем свои прикладные системы для учебных заведений на специальных условиях. В этом году число учебных заведений, присоединившихся к этой программе, достигло почти четырех сотен, среди них ведущие вузы, готовящие специалистов в области документоведения: РАНХиГС, РГГУ и многие другие. Хорошей традицией стали ежемесячные вебинары и мастер-классы для учащихся.
Отмечу наше сотрудничество с Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). В 2021 году наши программные решения СЭД «ДЕЛО» и «АРХИВНОЕ ДЕЛО» использовались в курсах профессиональной переподготовки по программам «Архивоведение» и «Организация хранения, комплектования, учета и использования научно-технической документации в организации», и мы получили очень хорошие отзывы преподавателей и обучающихся.
Также хотел бы рассказать о новом и очень интересном аспекте использования СЭД в учебных заведениях. В условиях широкого использования дистанционного обучения вузы стали включать студентов в число удаленных пользователей своих СЭД. Студентам отправляются учебные задания, а преподаватели с помощью инструментов СЭД контролируют ход их выполнения, а также весь учебный процесс в целом. Заодно и студенты, и преподаватели практически осваивают работу в СЭД. В числе вузов, использующих СЭД для организации учебного процесса, – Финансовый университет, Южно-Российский институт управления (ростовский филиал РАНХиГС) и другие.