Юлия Владимировна, расскажите, пожалуйста, каким образом в «Сетевой Академии» происходит формирование учебных программ, разработка форматов обучения.
– За 20 лет работы мы опробовали много различных форматов и технологий. У нас в центре есть аналитики, которые изучают то, что уже существует или только появляется на рынке. Причем мы ставим себе главной целью формирование культуры «потребления» учебного материала, а не формирование спроса. Именно поэтому, когда в 2008 году мы придумали формат «персонального обучения», это потребовало очень активного развития технологий в нашем центре. У нас ушло несколько лет, чтобы сделать технологичным процесс создания курсов, удобных для восприятия, хотя на первый взгляд, это просто. Мы стараемся сами активно развиваться и вовлекать в это наших слушателей, наших клиентов. Очень важно доносить информацию таким образом, чтобы она была воспринята. Именно в этом - ключ к тому, чтобы люди лучше учились, и основа основ любого формата обучения.
Как формируется стоимость курсов? Есть ли какие-то средние цифры по рынку, на которые ориентируются учебные центры? Популярны ли программы лояльности или скидки?
– Если говорить о рынке авторизованного обучения, то мы работаем с вендорами, курсы которых представлены и в других учебных центрах. Например, у компании Microsoft весьма конкурентная среда. Мы - один из 60-70 учебных центров, которые занимаются продуктами этого вендора. Но нам удалось стать Золотым партнером Microsoft по обучению (таких учебных центров сейчас всего шесть).
Каждый вендор регулирует свою ценовую политику. Например, компания Cisco регулярно публикует сведения, какой должна быть цена на обучение. Все учебные центры вынуждены придерживаться этих условий, потому что обычно вендоры публикуют информацию следующим образом: «Мы рекомендуем всем учебным центрам такую-то стоимость. Если вы заметили, что стоимость значительно ниже, значит, с этим учебным центром что-то не так: либо они выдают «левые» учебники, либо у них работают непрофессиональные преподаватели. Обращайте внимание на качество и т.д.». Поэтому хочешь – не хочешь, все выравниваются и предлагают одну и ту же стоимость на рынке.
Конечно, когда прыгнул курс валют, нас это очень обеспокоило, потому что с вендорами расчеты ведутся в долларах или евро. Но что делать. Мы практически не повышали цены в этом году, стараемся их сохранять для наших клиентов и изыскивать возможности, чтобы цены оставались прежними.
Теперь - о программах лояльности и скидках. Как торговые предприятия («Заходи, потому что сегодня у нас товар на несколько процентов ниже») мы не работаем, поскольку организация обучения требует значительных затрат, мы вкладываем много сил и средств в подготовку наших преподавателей.
Пример нашего продукта, который помогает слушателям сэкономить, - недавно запущенная программа Certification pack: курс + ваучер на экзамен. Если клиент учится очно, то платит 100%, если он учится из дома с удаленной поддержкой нашего преподавателя, то скидка составляет 20%, а на 35% может рассчитывать тот, кто занимается самообучением по нашим материалам. Это экономия, но не за счет качества обучения.
Насколько проще или, наоборот, сложнее работать со слушателями – физическими лицами? Корпоративные клиенты до сих пор являются основным потребителем услуг «Сетевой Академии ЛАНИТ»? Будет ли ситуация меняться? Почему?
– Корпоративные клиенты являются основными потребителями услуг «Сетевой Академии ЛАНИТ». Сейчас в пору кризиса мы полагаем, что физические лица будут больше обращать внимание на свой уровень образования. Во-первых, чтобы доказать своему работодателю, что они действительно увлеченные своим делом люди. Во-вторых, чтобы подкрепить свои знания сертификатами – это полезно при поиске новой работы, когда важно показать HR-менеджеру, что ты хорошо знаком с технологиями и успешно сдал экзамен. Поэтому количество физических лиц стало понемногу прибывать в нашем центре. Но работа с ними для нас не является главным направлением. Мы предполагаем, что эти люди всё равно где-то работают. Просто в непонятной текущей ситуации им выгоднее потратить деньги на себя, вырасти профессионально и прийти к нам потом уже в качестве CIO, например.
Физические лица учатся по тем программам, по которым потом можно будет сертифицироваться. Это в основном «тяжелые» ИТ’шные курсы, а не пользовательские. Все-таки пользователей к нам присылают массировано работодатели, которые хотят выровнять общий уровень знаний своих сотрудников.
Вы привлекаете только преподавателей-практиков? Почему? Требуется ли специальная подготовка для того, чтобы работать в учебном центре? Участвуют ли преподаватели в разработке учебного контента? Если да, то каждый преподаватель создает контент «под себя» или есть какие-то внутренние стандарты и правила?
– Наши преподаватели, конечно, проходят специальную дополнительную подготовку прямо в «Сетевой Академии». Наша задача - научить их азам андрагогики, если они недостаточно ею владеют. Потому что наши курсы предназначены для взрослых. Люди приходят к нам на работу с разным багажом, в том числе, некоторые не имеют опыта в обучении взрослых, а навыки преподавания детям или студентам чаще всего не подходят.
Что касается преподавателей-практиков, то в ЛАНИТ есть традиция: преподавателей подключают к проектам, которые выполняет компания. Они практикуются, участвуя в решении конкретных задач, чтобы быть «на острие», чтобы видеть, как продукты, технологии на самом деле работают у заказчика. Недостаточно просто прочитать учебник, а потом прийти в аудиторию и его пересказать. Нужно поделиться тем, что ты сам умеешь. Поэтому мы выбрали именно эту тактику подготовки преподавателей.
Вообще, разработка нового курса – дело небыстрое. У нас есть определенный стандарт учебного качества, где прописано, каким количеством страниц презентации, учебных материалов должен сопровождаться час обучения, сколько тестов в нем должно быть. На всё есть свои нормативы. Это сделано специально для того, чтобы любой курс, который подготовлен одним специалистом, мог вести любой другой преподаватель Академии. На нашем профессиональном языке это называется «отчуждаемость». И это действительно важный подход, которого мы придерживаемся.
Курсы создаются под конкретного клиента или есть те, что возникли как ответ на потребности рынка? Если да, то каков средний срок окупаемости инвестиций в разработку?
– Изначально мы занимались только авторизованным обучением. Эта ниша устоявшаяся: что вендоры дают, то и надо преподавать. Те эксклюзивные курсы, которые мы создаем для наших клиентов, мы называем проектами. В этом случае мы решаем задачи конкретного заказчика: приводим их в соответствие с требованиями к учебным материалам, чтобы лучше донести знания до сотрудников клиента.
Есть курсы, создание которых окупается за время проекта (например, для общественных наблюдателей за ЕГЭ). Если говорить о наших собственных разработках, то приведу в пример школу EXCEL. Для нее мы делаем курсы, ориентируясь на потребности рынка, т.е. мы рассчитываем, что они будут пользоваться спросом, и инвестируем в них. При этом срок окупаемости составляет до полугода.
Какие форматы обучения наиболее выгодны для учебного центра? Почему?
– Для нас выгоден формат «персонального обучения». Он возник во время прошлого кризиса 2008 года, как ответ учебного центра на то, что стало сокращаться количество человек, приходивших на обучение. Нам было особенно важно удерживать каждого, не отказывать из-за того, что группа малочисленна, не переносить занятия или вообще отменять группы (малочисленные группы обычно нерентабельны). Тогда был найден выход. Например, если преподаватель умеет вести курсы по Word, Excel, Power Point или умеет вести 40 курсов по продуктам Microsoft, к нему в группу приходят, например, три человека на один курс, три – на другой и еще четыре - на третий. Слушатели в наушниках сидят перед компьютерами, смотрят на своих мониторах нужный им материал, выполняют лабораторные работы, отвечают на вопросы. Преподаватель находится в классе, инициирует общение на темы, интересующие каждого конкретного слушателя.
Такой формат обучения стал для нас самым выгодным, потому что задействован один преподаватель, а не три. С другой стороны, оказалось, что при «персональном обучении» слушатели лучше усваивают информацию, они на 30% лучше сдают тесты и всегда возвращаются, чтобы продолжить обучение. Учебному центру такое «персональное обучение» выгодно и с точки зрения качества обучения, и с точки зрения финансов.
Какие форматы наиболее востребованы слушателями? Насколько эффективны формы виртуального обучения? Насколько здесь важна личность преподавателя? Почему?
– В прошлом году у нас активно развивалась тема дистанционного обучения. Если несколько лет назад везде писали, что очное обучение самое эффективное, а при дистанционном обучении ничему не научишься, то сейчас всё изменилось. Пишут, что очное обучение - это уже анахронизм, а за дистанционным обучением – будущее. Истина - как всегда где-то посередине. Но количество обучаемых дистанционно за последний год заметно выросло – на 50 тысяч человек. Это было бы немыслимо при очном обучении.
Наши слушатели признают, что дистанционное обучение достаточно эффективно. Отмечу, что это не курсы для самообучения, т.к. слушатели всегда получают поддержку преподавателя – мы ее фактически навязываем. Точно так же, как обычный преподаватель инициирует процесс обучения в классе, наш виртуальный преподаватель «стучится» к каждому, кто учится дистанционно, и может наблюдать, как тот проходит обучение. У нас для этого разработано специальное технологическое решение.
Как изменилась загрузка преподавателей с развитием облачных форм обучения? Можно ли говорить, что в будущем потребность в преподавательских кадрах снизится?
– Я не считаю, что потребность в преподавательских кадрах снижается. Есть клиенты, у которых, например, восемь тысяч сотрудников. При организации пользовательских курсов для них обучаемые рассчитывают на то, что «облачные» преподаватели поддержат их практически в любое время. Поэтому мы определяем в call-центр таких преподавателей, которые имеют возможность отвечать по электронной почте, в скайпе или другим удобным клиенту способом на различные вопросы слушателей.
Все преподаватели, приходящие к нам, заточены на различные форматы обучения. Они не только читают курсы, но и снимаются в учебных видеоматериалах, пишут учебники, составляют инструкции и готовят тесты. Штат преподавателей у нас регулярно расширяется. Это связано с нашими проектами, потому что появляются новые потребности и просто не хватает рук. Но при этом в Академии нет кадровой текучки, есть, например, сотрудники, которые работают с момента открытия учебного центра, т.е. 20 лет!
Как преподаватель может работать 20 лет, ведь все вокруг меняется и его знания устаревают?
– Конечно, технологии трансформируются, и преподаватели за ними должны не просто следить, но и успевать. Поначалу у нас был всего один вендор, сейчас - около двадцати. Это живой процесс – кто-то из вендоров уходит, кто-то приходит. Поэтому преподаватели у нас многосторонние.
В нашем учебном центре с начала его основания работают два преподавателя. Один начинал с Novell, потом проводил курсы по Microsoft, затем по Citrix. Второй - занимался и занимается в основном Oracle, при этом задействован в проектной деятельности.
Снова приведу в пример Microsoft. У этого вендора много курсов, и в Академии есть преподаватели, которые читают 40 курсов Microsoft. Это означает, что они разобрались в широком спектре технологий, продуктов. Мы поддерживаем их в этом, оплачиваем им время для самоподготовки, развития.
Развитие облачных форматов обучения способствует увеличению числа слушателей? Если да, то насколько увеличилась «пропускная способность» центра в месяц или год? Сколько слушателей вы обучили за 20 лет? Как вы ведете подсчет?
– Облачные форматы появились у нас в 2013 году. Тогда мы выпустили пять курсов. Сейчас же в облачном формате мы можем вести всю линейку курсов Microsoft, а их 150! Естественно, количество слушателей увеличивается. Пропускная способность центра в месяц или в год связана не только с наличием площадей. У нас девять классов с общей численностью 150-160 посадочных мест. Конечно, нынешнее количество слушателей мы бы не смогли охватить только очно.
Понятие «пропускная способность» сегодня зависит только от наличия преподавателей, которых можно облачно подключить. В этом нам помогают и наши филиалы. Если заказчик находится где-то в регионах, чтобы решить проблему разницы в часовых поясах, мы подключаем наших преподавателей из филиалов.
За 20 лет работы мы обучили 150 тысяч человек (это данные марта текущего года). И уже вот-вот будет 200 тысяч. Подсчет мы ведем по количеству выданных сертификатов.
Осенью прошлого года был образован альянс «Сетевой Академии ЛАНИТ» и учебного центра «Микроинформ». Что вы можете сказать о результатах этого образовательного проекта?
– Этот проект развивается: нашим клиентам стало удобно, потому что мы теперь можем обучать практически по всем направлениям в нашей единой структуре. По каким-то большим заказчикам и вендорам мы не пересекаемся, поэтому нет повода для конкуренции. Так что живём дружно и совместно работаем над улучшением ИТ-образования в России.