Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании КРОК: «Решения, подобные объединённым коммуникациям, оптимизируют бизнес-процессы компании»

Интерес к средствам совместной работы растет из года в год. И российский рынок не стал исключением. Корпоративные клиенты чаще всего обращают свое внимание на средства, позволяющие объединить различные каналы коммуникации в единую систему. Это позволяет быстрее и качественнее решать рабочие вопросы и вести как внутреннее, так и внешнее взаимодействие в режиме онлайн.

– Как можно оценить спрос российских компаний на программные средства совместной работы, включая средства работы над документами, аппаратные средства, системы телеприсутствия?

– Во всём мире наблюдается усиливающийся интерес к средствам совместной работы, глобальный рынок Unified Communications (UC) растёт по данным Infinity Research где-то на 16% в год, и аналитики прогнозируют увеличение ещё в течение нескольких лет. На российском рынке тоже увеличивается спрос со стороны корпоративных заказчиков — в среднем рост составляет 10% в год. Постепенная мобилизация бизнеса, появление всевозможных каналов общения — это и мгновенные мессенджеры, видеоконференцсвязь, и ставшие уже привычными электронная почта и телефон, способствуют развитию объединённых коммуникаций. Сегодня практически все заказчики, которые приходят к нам с целью внедрить UC, уже прекрасно понимают, какой функционал предоставляет решение, какие задачи оно закрывает. Чаще всего заказчику нужна интеграция уже действующих у него систем: ВКС, телефонии, мессенджера и почты в единую систему. Такой проект, например, мы реализовали для «Ингосстраха» — модернизировали и объединили систему унифицированных коммуникаций и системы видеоконференцсвязи. В результате повысилось качество видеосвязи, появилась возможность записи видеоконференций, защищенный доступ к UC из Интернет.

– Рост рынка ВКС наблюдался на протяжении последних нескольких лет, но с прошлого года он замедлился. Это связано и с экономической ситуацией, и с той же мобилизацией. Пользователям всё интереснее становятся системы видеоконференции на мобильных и планшетах. Кроме того, решение становится всё более массовым и доступным, соответственно менее затратным. Но, несмотря на то, что в денежном выражении рост рынка приостановился, количество внедрений растёт.   

– Системы телеприсутствия (telepresence) стоят немного особняком среди UC, ВКС и других средств совместной работы. Это специально оборудованные комнаты для онлайн-совещаний, такие дорогостоящие решения востребованы в крупных территориально распределённых компаниях для совещаний на руководящем уровне, когда топ-менеджменту, например, необходимо подписать крупный контракт, когда важно ощущение реальности происходящего, наивысшее качество защищённой  связи. Подобные системы — это всегда штучные проекты в силу своей специфики.

Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании КРОК

Консультант по технологиям для совместной работы Cisco Сергей Юцайтис

Компания Cisco – один из ведущих производителей UC – всегда продвигала свои продукты как комплект бизнес-коммуникаций, подчеркивая, что отдельное построение систем видеосвязи, телефонной связи предприятия менее эффективно, чем унифицированные коммуникации, и очень приятно сознавать что крупнейший российский интегратор видит потенциал и востребованность именно UC-решений.

Из тенденций, которые мы отмечаем, действительно сегодня наши клиенты все чаше задумываются не только о качестве и возможностях, но и о стоимости UC.  Благодаря изменению схемы лицензирования (пользовательское, централизованное лицензирование – muliparty)  нам удалось в десятки раз сократить стоимость самой дорогой части коммуникаций – инфраструктуры видеосвязи. По сути, сегодня она практически равна стоимости «железа» серверов на которых она установлена. Это позволяет нам успешно конкурировать даже с условно бесплатными продуктами. Помогает в позиционировании наших решений на рынке и то, что мы может предложить построить всю IT инфраструктуру крупного предприятия полностью на оборудовании собственного производства – от сетей и ЦОД до программного обеспечения.

Еще одна важная тенденция – использование личных смартфонов сотрудников в качестве средства корпоративного общения и здесь мы можем предложить не только ПО для UC коммуникаций и совместной работы с нашим оборудованием (intelligent proximity), но и решения по обеспечению безопасности.

Мировой тренд  на развитие облачных UC сервисов пока не привел к росту продаж облачных решений России по разным причинам, одна из которых – особенности Российского законодательства в области регулирования  предоставления услуг связи.

Поэтому в SMB сегменте мы предлагаем в основном наши пакетные решения, включающие все необходимые, установленные на сервер UC компоненты и позволяющие развернуть и настроить их с минимальными усилиями.  Хотя и облака начинают помогать в продвижении наших продуктов на рынке, так пользователи могут познакомиться с нашими решениями используя их даже на бесплатной основе.

– По каким критериям заказчики выбирают решения? Какие задачи решают с их помощью?

– Unified Communications — это своего рода инфраструктурная прослойка, которая позволяет эффективнее решать бизнес-задачи за счёт более правильных и быстрых коммуникаций внутри компании и вовне. Меньше времени тратится на поиск сотрудников: нужного человека можно найти в каталоге в электронной почте, при этом виден статус человека - на месте он или на встрече, сколько времени отсутствует. В зависимости от этого коллеге можно позвонить на рабочий или мобильный телефон — эта информация также отображается в карточке. Даже сам процесс звонка автоматизирован — достаточно щелчка мыши.  Если сотрудник в командировке, можно перевести вызов с рабочего номера и принять его на ноутбуке. Таким образом, внутренние задачи решаются быстрее, увеличивается производительность труда и сокращаются затраты.

Даже в том случае, когда компания ориентируется на внешние коммуникации, всё равно решается задача ускорения всех процессов — появляется возможность дать быстрый ответ на запрос клиента благодаря общению в чате, видеосеансу, совместной работе с документом. Всё сводится к интерактивному взаимодействию онлайн. 

– Какие решения средств совместной работы пользуются большим спросом – на базе физического оборудования или облачные? Почему?

– Глобальные исследования показывают, что продажи облачных приложений для совместной работы существенно опережают остальной облачный рынок. Крупные заказчики всё же пока смотрят на решения, развёрнутые внутри корпоративной сети. Со временем ситуация изменится, но всё будет завидеть от стратегии компании. Если заказчик уже перешёл в «облако» или планирует перенести туда часть своей инфраструктуры, он и UC разместит на этой площадке. Сегодня к облачным решениям совместной работы обращается СМБ-рынок. Компании выбирают чаще всего проверенные простые средства коммуникаций, которые называются асинхронными, – электронная и голосовая почта. С точки зрения российского законодательства они самые лёгкие для организации, не требуют дополнительных лицензий.

– Каковы специфические потребности крупных российских компаний? Компаний среднего и малого бизнеса?

– Для крупных компаний важны вопросы защиты персональных данных. При внедрении решения по объединённым коммуникациям они обращают внимание на то, что все контактные данные, справочники, базы данных могут быть отнесены к этой категории. В этом случае компании может понадобиться доработка своих систем информационной безопасности.

К специфической задаче можно отнести необходимость организовать ВКС с проведением многоязычных конференций – такой проект мы реализовывали несколько лет назад для существующей ещё тогда компании «Тройка Диалог», или возможность трансляции любой конференции в Интернет, как для «Ингосстраха» или Высшего арбитражного суда.

Могу предположить, что специфические потребности появятся у заказчика спустя какое-то время после внедрения, — когда система уже покажет себя в действии.  

Для среднего и малого бизнеса при выборе UC всегда важна цена вопроса. Компания может отказаться от решений лидеров рынка, изначально создаваемых для крупных корпоративных заказчиков. И остановиться на маленьких нишевых игроках, которые предоставляют минимальный набор простых сервисов, ПО зачастую может предоставляться бесплатно.  Небольшая компания, скорее всего, купит облачный сервис, так как это не требует дополнительного специалиста в штате. В то же время нужно понимать, что СМБ не нужны все возможности UC, обычно это только  почта, телефония, мессенджер.

– Многие ли компании-заказчики сегодня имеют концепцию использования средств совместной работы и закрепляют ее в своей ИТ-инфраструктуре?

– Почти во всех компаниях технологии, составляющие UC, развивались по-разному, за них даже могли отвечать разные департаменты. Сегодня всё это — единая система. Принимать решение, какую ВКС, телефонию или электронную почту устанавливать в компании необходимо централизованно, поэтому зачастую проекты начинаются именно с концепции. Мы рекомендуем провести анализ того, что сегодня существует в компании, даём рекомендации, какие решения можно оставить и развивать, какие необходимо заменить сразу, чтобы в будущем их можно было масштабировать и модернизировать.

– Как вы оцениваете потенциал решений для совместной работы на основе Open Source?

– Скорее всего, такие решения найдут спрос у СМБ-рынка. Как я уже отмечал, он менее требовательный в плане функционала UC. У специалистов возникают сомнения в качестве таких решений, в любом случае они требуют технической поддержки, понадобится специалист, который будет заниматься техобслуживанием.

– Каковы основные проблемы сегмента средств совместной работы российского ИТ-рынка? Какие факторы сдерживают его развитие?

– В первую очередь, это ограничения, связанные с персональными данными. Модернизация систем информационной безопасности часто не входит в планы компании, поэтому внедрения UC осуществляются с ограниченным функционалом.

В последнее время интеграция решений на нескольких вендорах становится всё сложнее. Новые версии решений одного производителя могут быть несовместимы с другим. Мы максимально стараемся делать решения на одной платформе, с некоторыми аспектами интеграции.

– Каким вам видятся оптимистичный и пессимистичный сценарий его развития на ближайшие 3 года?

Практически все крупные производители начинают работать по такой схеме: сначала выпускают  продукт под своё «облако» и продают сервис, потом это же решение выходит для «облака» интегратора, и только в последней версии — для внедрения на сервере внутри заказчика. Таким образом, создается среда, чтобы заказчики уходили в «облако» вендора. Другое дело, что пока этот сценарий сложно реализовать, так как производители не имеют своих дата-центров в России.

Оптимистичный же сценарий связан с тем, что в России бизнес начинает понимать, что решения, подобные объединённым коммуникациям, пусть не напрямую, но всё же оптимизируют бизнес-процессы компании.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция, Оборудование

Ключевые слова: КРОК, видеоконференцсвязь