Сегодня термин RPA (англ. Robotic process automation, роботизация бизнес-процессов) – уже довольно хорошо известен. Возможно, что при слове «роботизация» у некоторых читателей возникли ассоциации с железными манипуляторами. Но нет, роботы, о которых мы будем говорить, – цифровые. RPA – это программа, которая выполняет различные операции вместо сотрудника – например, формирование отчетов, сверку документов, анализ данных о работоспособности оборудования.
Руководитель направления RPA РДТЕХ Дарья Харитонова
Цифровой робот, по сути, имитирует действия пользователя, тем самым избавляя его от необходимости вручную выполнять какие-либо скучные рутинные процессы. Роботы умеют работать с сайтами, приложениями, папками, документами, файлами.
Спектр применения цифровых роботов очень широк. Внедрять их можно в различных отделах: финансах, бухгалтерии, кадрах, логистике, продажах. Роботизировать можно любой процесс, если он подчиняется набору формализованных правил, не имеет большого количества исключений и может быть разбит на последовательность более простых подпроцессов.
Ключевое слово здесь – экономия. Робот выполняет рутинные операции в 10-20 раз быстрее «живых» сотрудников и может заменить до 8 человек. Ему не нужно отдельного рабочего места, он может существовать на рабочей машине или сервере параллельно с пользователем. Конечно же, ему не нужны зарплата и соцпакет, он не ходит на обед, в отпуск и на больничный, а инвестиции в него обычно окупаются за 6-8 месяцев.
К тому же робот не подвержен ошибкам, связанным с усталостью, невнимательностью. Передав рутинные действия роботу, сотрудники не устают, не выгорают от рутины и в целом работают более эффективно.
А теперь обратимся к вопросу импортозамещения. Миграция с иностранного ПО на отечественное зачастую пугает не столько техническими трудностями, сколько своей трудоемкостью. Например, перенос большого объема данных из одной информационной системы в другую – это воплощение того самого рутинного процесса, долгого и скучного, за который мало кто хочет браться. Будет мудрым решением отдать этот процесс на откуп роботу! Здесь могут быть различные варианты: самый простой робот перенесет данные такими, какие они есть, но можно обучить робота, чтобы он «понимал» свои действия, просматривал данные, обрабатывал их, наводил в них порядок.
Второй момент связан с тем, что ПО отличается не только функционалом, но и интерфейсами. Многие пользователи, особенно старшего возраста, не любят переучиваться работе в новом ПО, соответственно, импортозамещение дается им нелегко. Здесь тоже можно воспользоваться помощью робота: он возьмет на себя недостающий функционал, поможет компенсировать разницу в интерфейсе либо будет полностью вести работу в новой системе.
Этот вопрос клиенты очень часто задают, когда впервые слышат о роботизации. Отвечаю: роботизация лучше с точки зрения спектра применений. Если мы проводим классическую автоматизацию, и у приложения открыт API, мы можем настроить инструменты под себя. Но в большинстве десктопных приложений такой возможности нет. Робот выигрывает за счет того, что он работает с приложением как обычный пользователь, заходить в код ему не требуется.
Кроме того, автоматизация зачастую затрагивает только одно приложение, а с помощью робота мы можем выстраивать длинные цепочки действий. К примеру, у «1С» есть штатный инструмент для проведения сверок. Но он работает только в «1С» и требует большой доли вовлеченности пользователя, которому приходится вручную загружать собственные акты и акты от контрагента, запускать проверку, контролировать, чтобы она отработала должным образом, в случае обнаружения расхождений сообщать об этом контрагенту. Если же мы передадим эту операцию роботу, он сам возьмет все акты из почты и «1С», сам проведет сверку, сам создаст протокол разногласий и отправит его бухгалтерам.
Еще один важный момент: в отличие от автоматизации, роботизация оставляет процессы компании как они есть, что опять же легче для пользователей, которые не хотят переучиваться работе в новой системе.
В сфере RPA мы можем предложить буквально все. Мы выполняем полный цикл внедрения цифровых роботов. Он начинается с предварительного анализа, по результатам которого мы получаем рекомендации, какие участки лучше роботизировать и на какой платформе. Мы разрабатываем робота сперва на тестовой версии платформы, затем оставляем робота у заказчика на постоянной лицензии. В дальнейшем оказываем сопровождение, в ходе которого можем помочь клиенту построить собственный центр компетенций, то есть обучить его сотрудников настраивать существующих роботов и писать новых. Говоря о сотрудниках, я подразумеваю не столько ИТ-специалистов, сколько владельцев процессов, таких как бухгалтеры, кадровики, логисты. Лучше них никто не знает, где «прячется» рутина и какие процессы можно передать роботу. Такой вариант особенно хорош для крупных компаний, у которых много сотрудников.
Возвращаясь к вопросу импортозамещения, могу добавить, что РДТЕХ работает с крупнейшими российскими разработчиками RPA-платформ, которые по функционалу и надежности не уступают зарубежным аналогам, а в некоторых моментах (таких как, например, распознавание сложных документов в русском языке) и вовсе превосходят их. Поэтому наших клиентов уход иностранных компаний с российского рынка не затронул. Тем же, кто уже использует у себя RPA-платформу иностранного вендора, мы можем помочь без потерь перейти на отечественное ПО.
Некоторое время назад мы столкнулись со следующей проблемой. Многие партнеры по разным причинам присылают нам документы на бумаге. В какой-то момент документов стало столько, что наша секретарь перестала справляться с их обработкой. Казалось, что самое простое и логичное решение – нанять второго секретаря. Но мы решили пойти другим путем и, чтобы не быть «сапожниками без сапог», внедрить у себя то, что предлагаем нашим заказчикам.
Мы написали цифрового робота, который распознает документы и в соответствии с заданными алгоритмами их обрабатывает, а потом разносит их в информационной системе по ответственным сотрудникам или в архив. Стоимость разработки встала нам, условно, в зарплату секретаря за 6 месяцев. К настоящему моменту робот себя окупил и продолжает трудиться на нас безвозмездно.
Кроме прямой экономии мы получили еще и косвенную. От всего сложного процесса обработки документации нашему первому секретарю осталось одно – положить пачку документов в сканер. Благодаря этому у нее освободилась изрядная доля рабочего времени, и она смогла взять на себя дополнительные обязанности, что тоже очень позитивно влияет на нашу эффективность.
Автор: Дарья Харитонова, руководитель направления RPA компании РДТЕХ