Более подробно об этом нашему изданию рассказывает Ефим Фиш, заместитель директора дивизиона Microsoft по развитию бизнеса компании «Консист Бизнес Групп»:
Опыт показывает, что зачастую порты используют разрозненные решения, которые создаются в разное время и решают локальные задачи. Такой подход, с одной стороны, позволяет быстро закрыть возникшую проблему «здесь и сейчас», при этом сравнительно небольшими усилиями. С другой стороны, с течением времени накапливаются трудности, связанные с постоянными переделками множества отдельных систем, с настройкой передачи данных между ними. Всё это приводит к задержкам в передаче информации (то есть данные в системе не отражают оперативно реальное состояние дел), к ошибкам, к тому, что нет единого «источника правды», который бы позволял видеть все операции с грузом и своевременно принимать управленческие решения.
В настоящей статье мы кратко рассмотрим пример решения на основе Microsoft Dynamics AX 2012. Конечно, в целом круг задач, которые решаются в этой системе, гораздо шире, это может быть и финансовый учёт, управление персоналом, управление ремонтами и т. п., но сейчас речь пойдёт именно об управлении грузами.
Планирование завоза осуществляется на основании поступивших заявок от клиентов, в которых содержится информация о перечне грузов, предполагаемых датах завоза и вывоза грузов, а также о способах доставки (типах транспортных средств). Заявки могут вводиться вручную или импортироваться из внешних источников (например, из файлов Excel). Заявки сводятся воедино и формируется план завоза (обычно на месяц). Этот план утверждается портом с учётом возможностей порта по обработке грузов, при необходимости он корректируется вместе с клиентами.
На основании плана завоза создаётся план размещения грузов на территории порта, в котором для каждого груза указывается склад и площадка, на котором он будет храниться. В дальнейшем данные о размещении груза на территории порта используются для автоматизации работы с поручениями на отгрузку.
При поступлении груза в порт (далее мы рассмотрим вариант поступления по железной дороге) службы порта получают ЖД накладные и проводят их раскредитовку, результатом которой является возможность ввоза груза в порт. ЖД накладные можно ввести вручную или импортировать из системы «ЭТРАН».
При необходимости в системе на основании введённой ранее спецификации формируются тальманские задания и тальманские расписки. После выполнения работ фиксируется факт приёмки груза, дефекты (если таковые есть), время работы, а также фактическая площадка, на которой хранится груз. Эти возможности существенно упрощают работу за счёт автоматизации рутинных операций, снижения количества ошибок. Данные о фактически принятом грузе отражаются сразу же в форме выполнения плана завоза, что позволяет удобно контролировать исполнение плана и проводить план-фактный анализ.
Одной из важных задач управления грузами является формирование сводного месячного графика (СМГ) подхода судов в порт. СМГ, также как и план завоза, формируется на основании заявок клиентов. СМГ формируется с учётом норм одновременной обработки судов.
Для отслеживания операций, производимых при обработке судна, в системе предусмотрена возможность ведения тайм-шитов по судам. В тайм-шитах автоматически формируется информация о грузах, находящихся на судне, либо которые необходимо на данное судно погрузить, с указанием экспедитора и договора с ним, веса и количества мест. Также автоматически формируется информация о причале, на который приходит судно и типе груза. Из справочника судов автоматически подтягивается информация о дедвейте судна и валовой норме, которая будет подобрана в зависимости группы судна и наименования груза. Все операции с момента прибытия судна фиксируются в хронологическом порядке, учитываются задержки в обработке, вызвавшие прерывание сталийного времени судна.
Оперативное управление работами ведётся на основании сменно-суточного плана (ССП). ССП формируется на основании Функциональность решения позволяет контролировать список доступных бригад, подбирать работы на смены, назначать ресурсы для выполнения заданий (человеческие ресурсы и механизмы). По мере выполнения заданий в ССП отражается факт выполнения работ и автоматически рассчитывается процент выполнения плана по заданию.
Таким образом, решение на базе Microsoft Dynamics AX 2012 даёт возможность в единой системе планировать и вести учёт всех операций, проводимых с грузами, создавая для всех служб общее информационное пространство, за счёт чего существенно повышается эффективность работы.
Разумеется, система управления грузами чаще всего не существует сама по себе, а тесно связана с другими информационными системами, используемыми в порту. Так, например, предусмотрена интеграция с «ЭТРАН», с финансовыми системами, с системами управления кадрами и т. п. Варианты интеграции могут быть различны и зависят от требований конкретных заказчиков.
Следует отметить, что гибкие возможности настройки позволяют решать не только описанные выше задачи, но и развивать систему далее, учитывая новые требования бизнеса.
Пример внедрения такого решения – проект в «Новороссийском морском торговом пор-ту». Система позволила оптимизировать управление обработкой грузов в порту и перейти к планированию размещения грузов и портовых работ на основании оперативных и точных данных. В итоге перевалка грузов стала более быстрой и качественной, выросла точность расчетов с клиентами.
За счёт подготовки пакета документов по хозяйственным операциям порта сократились трудозатраты по рутинным операциям.
Ярким примером гибкости внедрённого решения на основе Microsoft Dynamics AX 2012 служит интеграция решения с другими информационными системами порта: в частности, с сис-темой «Карта порта», которая позволяет визуализировать информацию по размещению грузов, интеграция с «ЭТРАН» и «Грузовой экспресс», выгрузка необходимой информации из Microsoft Dynamics AX 2012 на внутрикорпоративный сайт НМТП.
По оценкам заказчика, введение единой системы учета бизнес-процессов стивидорной деятельности позволяет сократить время на обработку грузов на 10%, а производительность при обработке грузов вырастает на 5%, что, в конечном итоге, скажется на увеличении объема грузоперевозок и позволит оптимизировать многие процессы внутри компании. Кроме того, по-средством введения унифицированного набора форм документов обеспечивается сопостави-мость информации, что на 25% уменьшает трудозатраты на двойной ввод данных.