Юристы ИТ-компании уверены, что существующая трактовка налогового законодательства дает возможность чиновникам из ФНС проводить проверки без ограничения по времени и даже в тех случаях, когда срок давности, в течение которого можно осуществлять проверки, уже истек.
Налоговый кодекс РФ в статьях 105.16 и 105.17 определяет, что компания-налогоплательщик обязана уведомить ФНС о проведении контролируемой сделки до даты 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором таковая сделка имела место. При этом налоговые органы после получения соответствующего уведомления имеют право принять решение о проведении проверки в течении двух лет.
Причиной судебного разбирательства стала проверка контролируемых сделок между компаниями «Вымпелкомом» и Veon Wholesale Services, совершенных в 2017 году. Первоначально "Вымпелком" уведомил налоговые органы о сделках в мае 2018 года. Однако в поданном уведомлении указывались неверные номера договоров по 68 сделкам, поэтому компания направила новое уведомление уже в октябре 2018 года. При этом ФНС в декабре 2020 года решила проверить правильность начисления налогов по данным сделкам. В "Вымпелкоме" посчитали незаконной такую проверку, так как с подачи первого уведомления в мае 2018 года прошло более 2 лет, а второе уведомление, в котором были указаны правильные номера договоров по ряду сделок, компания посчитала незначительным для вынесения решения о проверке.
Однако в налоговой службе с претензией "Вымпелкома" не согласились, сославшись на отсутствие в НК РФ норм, которые учитывали какие-либо изменения в налоговом уведомлении, влияющие на сроки давности проведения проверок. После этого компания подала в суд на ФНС с требованием отменить назначенную налоговую проверку. Однако суд принял доводы налогового ведомства, определив, что после подачи компанией уведомление с уточнениями по сделкам, исходное уведомление стало недействительным. Аналогичная трактовка налогового законодательства присутствует и в письме Министерства финансов от февраля 2017 года, в котором определяется порядок исчисления срока для принятия решения о проверке контролируемых сделок.
Стоит также отметить, что в период пандемии коронавируса со 2 апреля по 30 июня 2020 года то же Министерство финансов приостановило проведение налоговых проверок по контролируемым сделкам. Таким образом, ФНС имело запас по времени для принятия решения о проверке вплоть до 31 декабря 2020 года.
Суд также отклонил и иные доводы "Вымпелкома", которые могли бы, по мнению, истца способствовать отмене налоговой проверки. В их числе информация о том, что в период с сентября 2018 года по сентябрь 2019 года в отношении компании уже проводилась выездная налоговая проверка. Данные сведения принял во внимание арбитражные суд апелляционной и кассационной инстанции. Однако верховный суд отказался направить данное дело на дальнейшее рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам. В такой ситуации у "Вымпелкома" осталась лишь возможность обратится в Конституционный суд в надежде отстоять свою позицию.