Результаты исследования свидетельствуют о том, что российская сфера образования всё ещё находится на раннем этапе внедрения технологий ИИ. Например, их используют только 10% вузов. Для сравнения, по данным Минэкономразвития, в таких отраслях, как сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт технологии ИИ уже активно применяют 20% организаций, а в ряде индустрий — более 50% компаний.
Вместе с тем, у образовательных учреждений есть особая потребность в использовании ИИ, так как эта сфера непосредственно связана с информацией и её обработкой. Авторы отчёта выделяют ряд важных направлений развития образования в контексте внедрения технологий ИИ. В их числе: индивидуализация процесса обучения; вывод на новый уровень геймификации образовательного контента; всё большее распространение в образовательном процессе робототехники и платформ программирования no-code; обучение технологиям ИИ и ряд других.
Важным вызовом для педагогики является распространение генеративного ИИ. Такие решения, как ChatGPT, YandexGPT и другие используют и учащиеся, и преподаватели.
Людмила Босова, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, лауреат премии правительства РФ в области образования считает, что, несмотря на распространение генеративного ИИ, он не сможет заменить преподавателя-человека. Хороший учитель — это, в первую очередь, коммуникация с учеником. Только он в процессе учебной коммуникации способен в полной мере дать учащемуся обратную связь и оценить, насколько глубоко тот усвоил пройденный материал и насколько может сформулировать идею.
Отдельный вопрос в том, как ИИ повлияет на когнитивные способности учащихся. Об этом всё ещё ведутся дискуссии и высказываются мнения, что использование ИИ в школьном обучении способно привести к замедлению развития когнитивных способностей и вреду физическому здоровью школьников, ограничению их права на очное обучение и др.