По словам Алексея Пушкова, хорошим примером независимой от западной информационной политики соцсети является китайский Tik-Tok. "Китай полностью автономен от западных социальных сетей, он создал собственные поисковые системы, у них нет Google и понятия "погуглить", у них свой Youtube. То есть, там, где мы еще вынуждены работать с теми западными платформами, которые здесь утвердились, они уже перешли к своим. И они начинают завоевание глобального пространства", - отметил Алексей Пушков.
"Нам надо подумать о создании собственной англоязычной социальной сети. В России достаточно много людей говорят на английском языке, особенно молодых. Если это организовать - у нас же есть внутренние соцсети, такие как "ВКонтакте", "Одноклассники" и т. д. - если этому придать некую организационную форму, я уверен, что мы можем создать собственную англоязычную сеть и обеспечить ее выход на международную арену", - уверен сенатор.
По его словам, российская соцсеть позволит представлять информацию с альтернативной для западного общества точки зрения. "Тогда это уже будет не просто заявление Сергея Лаврова, а оно будет сопровождаться некими потоками мнений, не обязательно полностью повторяющих позицию государства, это совершенно не нужно, но мнений людей, которые будут общаться со сверстниками за рубежом на понятном им обоим языке - в данном случае - английский, что делать, потому что на русском мы общаемся в социальных сетях с теми, кто входит в русскоязычное пространство. Это сильно усилит наше присутствие на общественном уровне. А это очень важно, потому что вся молодежь в социальных сетях, и там совершенно другое отношение к России", - подчеркнул Алексей Пушков.
В VK отказались комментировать идею сенатора создать англоязычную соцсеть. Управляющий партнер "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов пояснил ComNews, что самое сложно в этой идее - не создать соцсеть, а удержать в ней аудиторию.
"Создать соцсеть не так уж сложно, их существует множество. Вопрос в том, чтобы привлечь и удержать там аудиторию - а это удается единицам. Вряд ли это задача государства - создавать и развивать соцсеть. В стране есть успешный проект, есть другие ИТ-компании с компетенциями. Если есть необходимость и вера в существенный, а не формальный результат - вот она площадка. Можно пытаться создать другое, лучшее, но с очень неопределенным реальным результатом", - сказал Константин Анкилов.
Генеральный директор Epicstars Денис Волков отметил, что появление серьезной социальной сети, нацеленной на аудиторию различных стран, представляется актуальным. "Действительно, в последние годы развитие разносторонних горизонтальных международных связей, прежде всего, в таких значимых областях, как культура, искусство, наука, гуманитарная сфера – в целом значительно ослабло. А с уходом или прекращением работы в прежнем формате зарубежных соцсетей такая коммуникация стала еще более затруднительна. И, при всем стремительном развитии отечественной блогосферы, эта проблема пока не решена", - пояснил Денис Волков.
Он считает, что ни государство, ни бизнес по отдельности не справятся с реализацией такого продукта, поскольку придется решать серьезные технические, творческие, маркетинговые и другие задачи. "Возможно, государство как инициатор такого проекта должно предложить бизнесу сбалансированную модель партнерства. Бизнесу, в свою очередь, придется заниматься прикладной составляющей этого проекта, продумать монетизацию (за рамками госбюджета), создать механизм привлечения авторов и работы с аудиторией. Эта роль может подойти крупным медиа-холдингам, системным интеграторам и известным маркетинговым агентствам, специализирующимся на работе с блогосферой. Государству же при этом нужно будет обеспечить значительную свободу творчества для авторов, "живущих" на такой площадке", - отметил Денис Волков.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин напомнил, что государственное финансирование не смогло сделать популярным и превратить в соцсеть видеосервис Rutube, несмотря на то, что этот проект появился почти одновременно с Youtube, который с этой задачей успешно справился.
"В России есть аналог Youtubе - это, условно, государственный Rutube. Он появился всего на девять месяцев позже Youtube. За эти почти 20 лет превратить Rutube в социальную сеть, которая работает, несмотря на все условия, которые приложены, несмотря на деньги, не удалось", - подчеркнул Эльдар Муртазин.
Он также напомнил, что "ВКонтакте" и "Одноклассники" тоже не смогли стать международными проектами. "Что именно заставляет предположить, что другая соцсеть сможет стать популярной в мире, я не знаю. Учитывая, что это фактически иновещание - на другом языке, для других стран, - идея выглядит сомнительно со всех точек зрения", - признался Эльдар Муртазин.
По его мнению, создание еще одной соцсети приведет к бессмысленным расходам. "Если государство хочет потратить деньги на такое вещание, на соцсеть, оно, конечно, может это сделать. Но вряд ли есть предпосылки для успеха. Деньги будут потрачены де факто впустую. Потому что историй успеха такого рода у нас нет. У нас есть успешные классические медиа, которые достаточно хорошо работают, - например, Russia Today. Но это не соцсеть, это классическое СМИ, которое работает на противоречиях, которые есть в мире", - напомнил представитель Mobile Research Group.
По его словам, если идея сенатора все же получит воплощение в жизнь, логичнее, если это будет не соцсеть, а новый продукт, отвечающий веяниям времени. "Идет массовый отказ от соцсетей в мире. Люди все меньше ими пользуются, причина в том, что это убивает время. Надо не создавать то, что уже создано кем-то и к чему люди привыкли, а что-то другого порядка. Например, Telegram - это проект нового порядка, но он уже состоялся. Но за ним будут другие проекты. Надо думать в этом направлении. Если государство сможет помочь, то честь ему и хвала. Но приходить на вчерашний бой, который уже проигран, - так себе забава, на мой взгляд", - заключил аналитик.
Денис Тельманов