С началом реализации проекта «Цифровые кафедры» в 2022 году в рамках государственной программы поддержки российских университетов «Приоритет 2030» перед вузами социально-гуманитарной направленности, равно как и перед техническими, встала задача организовать обучение специальностям ИТ-профиля. В ходе конференции участники обсудили такие вопросы, как тренды ИТ-образования, особенности обучения ИТ-компетенциям специалистов нетехнических профессий, как развиваться в этих направлениях, на какие навыки обращают внимание работодатели, стоит ли внедрять нейронные сети в образовательный процесс, в чем различие между профессиями продакт и проджект-менеджера и т.д. В мероприятии приняли участие более 100 человек и более 25 вузов.
Андрей Келлер, руководитель «Социоцентра» — оператора программы «Приоритет 2030»: «Цифровизация — один из фундаментальных трендов развития фактически всех сфер: от медицины, транспортной системы и машиностроения до социологии, журналистики и дизайна. «Цифровые кафедры» в гуманитарных вузах — это не просто базовая компьютерная грамотность, а дополнительная квалификация в области ИТ. Многие профессии сегодня трансформируются с учетом цифровизации — глобального процесса, который уже затронул фактически все сферы. Так, умение работать с большими данными — это важный навык для социологов и журналистов; веб-дизайн сочетает в себе творческое образование и владение новейшими технологиями. Уже сейчас обладание цифровыми компетенциями — это большое конкурентное преимущество на рынке труда, и, возможно, совсем скоро обладание навыками программирования, хотя бы на базовом уровне, станет таким же распространенным требованием к соискателям, как владение иностранным языком».
Рустам Хидиятуллин, заместитель министра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан: «На текущий момент мы живем в эпоху четвертой индустриальной революции, которая может стать последней. Происходит сквозная цифровизация всех отраслей и глобальный сдвиг от „индустриального“ к „интеллектуальному“ миру, в котором все физические процессы находят отражение в виртуальном пространстве. Чтобы адаптироваться к новым реалиям, необходим эмоциональный интеллект, хорошее понимание психологии, творческий подход, поэтому именно специалисты-гуманитарии могут внести большой вклад в развитие цифрового будущего».
Артем Мальгин, проректор по развитию МГИМО:
«Конференция была задумана как площадка обмена мнениями между ключевыми стейкхолдерами процесса цифровизации вузов, прежде всего — гуманитарных. Импульс к развитию ИТ-компетенций в традиционных университетах социально-гуманитарной направленности дал «Приоритет-2030». Ядром цифровизации стали цифровые кафедры и обязательства, взятые на себя университетами в процессе реализации этих проектов. Так, МГИМО вместе со своими партнерами, в первую очередь со «Школой 21» от Сбера, сумел за прошедший учебный год обучить 715 студентов важнейшим современным ИТ-компетенциям, которые лягут в основу их профессионального успеха».
Наталия Смелкова, директор по работе с партнерами «Школы 21»:
«Специалисты, которые выбирают гуманитарные профессии, эффективно коммуницируют с заказчиком и командой, отлично понимают аудиторию цифрового продукта, решают сложные управленческие и аналитические задачи. Закрытая дверь в ИТ — это миф! Продакт и проджект-менеджер, UX/UI дизайнер, фронтенд-разработчик, системный и бизнес-аналитик — гуманитарии хороши во многих ИТ-профессиях. Этот факт подтверждают и участники обучения «Школы 21». Так, для более чем 50% участников участие в проекте – это первый опыт программирования, при этом в процессе обучения они становятся настоящими ИТ-специалистами.
Считаю, что наша общая задача как образовательных партнеров — дополнить сильный набор компетенций такого специалиста актуальными цифровыми навыками, позволяющими стать незаменимым профессионалом на стыке ИТ и бизнеса».
Евгений Бобров, проректор — начальник Управления академической политики и организации образовательной деятельности Университета Иннополис: «”Цифра” проникла во все сферы. Полагаю, что в ближайшем будущем уже не будет стоять вопрос учиться или не учиться программированию. Изменился и порог вхождения в ИТ, где гуманитарии стали более востребованы, чем раньше: у них хорошо развиты „мягкие навыки“, которые важны в деле управления проектами и менеджменте».
Подробнее с программой можно ознакомиться здесь.
«Цифровые кафедры» открыты сегодня в 115 университетах-участниках программы «Приоритет 2030». В МГИМО проект реализуется с 2022 года, главным образовательным партнером выступает «Школа 21». По итогам обучения на кафедре студенты получают диплом о профессиональной переподготовке МГИМО.