Сложная модель планирования реализована на платформе Oracle Hyperion Planning. Новая система охватывает три взаимосвязанных контура: производственное планирование, включающее планирование натуральных показателей; финансовое планирование, включающее расчет себестоимости продукции; консолидирующее, предназначенное для формирования сводного бюджета Группы «Черкизово». В данной системе осуществляется как годовое, так и оперативное планирование. Среди важных функций оперативного планирования – учет специфических требований, таких как планирование расхода кормов и ветеринарных препаратов на день; баланс процессов производства яиц, посадок цыплят, покупки недостающих и продажи избыточных яиц и цыплят; баланс производства готовой продукции, оптимально удовлетворяющий заказ маркетинга.
Для сбора отчетности по стандартам GAAP по всей Группе используется система Oracle E-Business Suite, как часть единого интегрированного решения. Приложения «Главная книга» и «Активы» позволяют Группе «Черкизово» получать развернутые отчеты по формированию плановой себестоимости, отчеты для сопоставления первичных затрат и анализа себестоимости. Подготовленные отчеты передаются в систему Oracle Hyperion Planning для проведения план-факт анализа.
«Бюджет на 2014 год формировался уже в новой системе. Теперь у нас есть единая версия бюджета – официальная, утвержденная. Во время обновления прогнозов все пользователи видят только один вариант документа. То преимущество, которое мы уже успели увидеть во внедрении системы GAAP-отчетности – это, пожалуй, переход на ежемесячное закрытие. Раньше мы делали квартальный отчет, сейчас – ежемесячный. И это большой шаг. Но самое главное – это возможность детализации данных, причем настолько глубокой, насколько это потребуется», – комментирует заместитель финансового директора Группы «Черкизово» Максим Гапоненко.
Проект стартовал в июле 2012 года и проходил в четыре этапа. На первом этапе, завершившемся в конце того же года, собирались требования к системе. Второй этап, окончившийся в марте 2013 года, включал разработку прототипа системы и проектной документации. На этом же этапе проводилось обучение пользователей. В ходе третьего этапа решение было запущено в опытную эксплуатацию. Последний этап, завершившийся в сентябре текущего года, включал работы по интеграции систем.
«Основная сложность проекта заключалась в совмещении задач годового планирования и детальных требований оперативного планирования. Кроме того, фактические данные необходимо было дополнить управленческими аналитиками. Полагаю, мы успешно справились с этими задачами благодаря слаженной работе команды внедрения, состоящей из экспертов Группы «Черкизово» и наших специалистов, и предоставили руководству Группы удобный инструмент для качественного управления и развития бизнеса», – говорит Антон Шубин, партнер компании AT Consulting, директор практики CPM.
В настоящее время AT Consulting осуществляет поддержку и развитие системы. В новой системе прошла подготовка сводного бюджета Группы на 2014 год. В дальнейших планах Группы – автоматизировать планирование в сегментах свиноводства, мясопереработки и растениеводства, а также реализовать модель стратегического планирования.