EASA — это Европейское агентство авиационной безопасности, FAA - Федеральное управление гражданской авиации США. Со ссылкой на них «Трансаэро» сообщило Минтрансу России: «Сигналы от мобильных телефонов не оказывают влияние на работу приборов самолета. В связи с этим общемировой тенденцией становится отмена запрета включать на борту воздушного судна электронные устройства, в частности, мобильные телефоны. Авиакомпаниям разрешено в самостоятельном порядке определять возможность использования переносных электронных устройств на этапах руления, взлета и посадки».
FAA и авиация США в целом — это авторитетнейший источник информации о безопасности полётов. Так сложилось исторически: большая территория, развитая конкуренция. Получить права на самолёт - чуть ли не так же легко (по отсутствию бюрократии и взяток), как водительские. Развитая частная авиация, и, в связи с этим, частота полётов, а также диспетчерская дисциплина стали притчей во языцех, а то и документальными сенсациями. Чего стоит посадка аэробуса-320 US Airways на реку возле Манхэттена из-за попавшей в двигатель птицы (15.01.2009, все 155 человек выжили; в СССР был чем-то похожий случай с посадкой на Неву). А полёты над Нью-Йорком на вертолёте по регулярному экскурсионному графику? Сравним с Москвой, полёты над которой до сих пор запрещены, что тормозит развитие авиатакси (так ведь и 3G-частоты военные передали столичным гражданам позже других - прим. ред). Уж кто-то, а США, где самолёты врезались в высотки Нью-Йорка 9.11.2001, следят за безопасностью полётов не хуже каких бы то ни было стран.
А в России тем временем, с 9 декабря 1995 года действует приказ ДВ-137 - тогда еще Департамента воздушного транспорта - заставляющий экипаж требовать от пассажиров отключения электронных приборов на борту. В мае 2006 года, уже тогда «несогласная», этому пыталась воспротивиться Ксения Собчак. На посадке самолёта Ницца-Шереметьево она отказалась выключать DVD-плеер под предлогом отсутствия у него радиоизлучения и следовательно, помех для бортовой навигации. После приземления её отвели в участок: не столько за возможные радиопомехи, сколько за отказ выполнить требования экипажа (штраф по Воздушному кодексу — 500 рублей).
...Готовя обращение в Минтранс зимой 2015-го, «Трансаэро» получила ответ Минюста, что пресловутый «приказ ДВ-137 на государственную регистрацию не представлялся». Таким образом, меж строк обращения авиакомпании читается, что юридического запрета на мобильники в самолёте нет, и что пилоты занимаются самодеятельностью, запрещая мобильную связь на взлёте и посадке, а пассажиры вынуждены им подчиняться, иначе — штраф.
Доавиационная и -телекоммуникационная история учит, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Вот и уведомления о входящих СМС, а то и входящие звонки раздаются в самолётах уже за несколько минут до приземления — когда невыключенные при взлёте трубки ловят на высоте сигналы ближайших БС. То же самое со взлётом — значок антенны приёма сигнала не гаснет сразу при отрыве от полосы (другое дело, что и горящий — он не гарантирует голосовую связь). Скрыть трубку от бортпроводников несложно: во время взлёта/посадки они сидят на «рабочих станциях/сиденьях» в хвосте и у выходов из самолёта (тамошние пассажиры могут прикрыться на время разговора бортовой прессой). Главный вопросом к любителям/профессионалам всё запрещать оставался один: «Если мобильники смертельно опасны, то почему не запрещён их пронос в самолёт, как это сделано с жидкостями, и тем более, с оружием?»
В августе 2007 года, на пике роста авиаперевозок и телеком-рынка «ВымпелКом» использовал тему для своей социальной рекламы. Выпустил видеоролик и вместе с Аэрофлотам провёл в Шереметьево семинар для журналистов - «Почему нужно отключать мобильники в полёте».Там рассказали о зарубежном эксперимент: в «Боинг-737» посадили экспертов, которые только и делали, что во время посадки лайнера включали-выключали мобильные телефоны, ноутбуки и DVD-плейеры. Ни одна компьютерная система не отказала.
- Эксперимент показателен только для данного типа самолета и конкретных марок электронных изделий, - сказал тогда Василий Торопин, директор по управлению качеством связи «Вымпелкома». - А если другой тип самолета, другие модели плейеров, телефонов?
Элемент пиара есть и в заявлении «Трансаэро»: «Мы постоянно стремится к тому, чтобы пассажиры во время рейса чувствовали себя максимально комфортно, - сказал первый зам.гендиректора Дмитрий Столяров. - Именно поэтому авиакомпания выступила с инициативой отмены этого явно устаревшего запрета, что никак не повлияет на обеспечение безопасности полетов. Просто российские правила будут приведены в соответствие с международными стандартами.