Из 6 млн проданных билетов более 70% пришлось на авиабилеты (через официальные сайты авиакомпаний). "Увеличение количества проданных на порталах билетов было связано с ростом проникновения услуг ШПД и развитием платежных сервисов", - пишут авторы исследования.
В 2008 г. рынок продаж билетов на развлекательные мероприятия составил более 27 млрд руб. В 2009 г. этот показатель незначительно снизился, однако доля билетов, оплачиваемых через терминалы, выросла на 18% в денежном выражении и достигла 1,6 млрд руб. Оборот платежных терминалов за оплату авиабилетов в 2008 г. и 2009 г. рос, несмотря на кризис и падение пассажиропотоков авиаперевозок.
По оценкам J’son & Partners, в 2009 г. всего около 0,5% (в денежном выражении) авиабилетов оплачивалось с помощью платежных терминалов. В сегменте билетов на развлекательные мероприятия (за исключением билетов в кино) доля платежей через платежные терминалы также невелика (3,2%). Но через платежные терминалы принимается оплата в пользу только части развлекательных мероприятий и авиаперевозчиков. Их число колеблется у различных платежных систем, через которые работают платежные терминалы, а максимальная сумма ограничена требованиями закона - 15 тыс. руб. Например, у терминальной сети QIWI в 2010 г. в денежном выражении объем принятых платежей вырос на 375%, притом что оплата услуг авиаперевозчиков через терминалы QIWI доступна уже полтора года.
"Показатели периода 2008-2010 гг. говорят о высокой популярности и удобстве платежей через терминалы, учитывая тот факт, что даже при неблагоприятной экономической ситуации доля оплат билетов через платежные терминалы росла", - отмечают авторы аналитики J&P.
Дистанционная торговля в России, в частности интернет-торговля потребительскими товарами и услугами, развивается сегодня очень высокими темпами и, находясь на первоначальном этапе своего формирования, сохраняет огромный потенциал роста.
Согласно оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем розничной интернет-торговли в целом (в массовом сегменте), несмотря на неблагоприятную макроэкономическую конъюнктуру, вырос по итогам 2009 г. на 40%, тогда как оборот розничной торговли в РФ в целом сократился на 5,5% и составил около 155 млрд руб.
"Негативное влияние кризиса здесь было минимальным, - констатирует Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент". - Основным драйвером роста оставалось развитие Интернета в регионах. По итогам апреля 2010 г. в городах с населением свыше 100 тыс. жителей доля пользователей Интернет старше 12 лет, хотя бы раз в месяц выходящих в сеть, составляет уже около 55% от общего числа горожан, а их общее количество оценивается в 33 млн человек (данные TNS Web Index). Одновременно динамичное развитие сетей ШПД способствовало и заметному снижению стоимости доступа".
Максим Клягин отмечает, что дополнительным катализатором роста онлайн-продаж стали и последствия кризиса: снижение реальных доходов населения и платежеспособного спроса, по его мнению, способствовало росту интереса потребителей к сегменту интернет-торговли. "Цены на значительную часть ассортимента в Интернете обычно на 10-30% ниже, чем в традиционных торговых форматах, что обусловлено более низким уровнем издержек. Сегодня сегмент интернет-торговли занимает только нескольким более 1% в общем объеме розничной торговли. Аналогичные показатели для развитых европейских стран выше в среднем в 15-30 раз", - резюмировал он.
АННА АФАНАСЬЕВА