На встрече первого заместителя главы администрации президента (АП) России Сергея Кириенко с представителями IT-компаний среди прочего обсуждался вопрос электронных билетов на автобусы, рассказал “Ъ” источник в АП. Основатель и гендиректор сервиса продажи билетов Busfor Илья Екушевский подтвердил “Ъ”, что инициировал обсуждение этой темы и выступил с соответствующим докладом. «Сергей Владиленович (Кириенко.— “Ъ”) упомянул, что в ряде регионов это уже работает, но необходимо дополнительно регламентировать использование электронного билета, так как право принимать его есть, а обязанности — нет»,— сообщил господин Екушевский. Господин Кириенко пообещал отрасли содействие во взаимодействии с Минтрансом, «вопрос уже взят в работу», сообщили “Ъ” в Институте развития интернета.
Сейчас пассажирам междугородных автобусов в России, покупающим билет онлайн, необходимо распечатывать его и предъявлять при посадке вместе с документом, удостоверяющим личность. При этом в случае с перелетами или поездками на поезде электронный билет представляет собой запись в базе данных — его распечатка необязательна, но может потребоваться при поездках за границу. У автобусных перевозчиков нет единой базы, где хранятся билеты. «Билеты на рынке распространены по множеству разрозненных баз перевозчиков и автовокзалов. Куда и как отдавать билеты, из-за отсутствия общих правил каждый из игроков рынка решает самостоятельно»,— подтверждает заместитель директора по развитию бизнеса сервиса Tutu.ru Игорь Сивец.
Пресс-служба Минтранса и представитель вице-премьера Максима Акимова к моменту публикации не ответили на запросы “Ъ”. В отрасли давно обсуждают проблему электронных билетов: еще в мае в Минтранс были направлены предложения по изменениям в нормативно-правовой базе, к которым присоединились общественные ассоциации, автобусные компании и автовокзалы, говорит Илья Екушевский. В Tutu.ru подтвердили, что участвуют в инициативе.
Участники рынка считают, что отсутствие нормативной базы для использования электронных билетов создает барьеры и тормозит цифровизацию и развитие отрасли. «Электронный билет в свое время дал мощный толчок по продвижению в интернете авиа- и ж/д-направлений. Доля интернет-продаж в этих сферах превысила уже 50%. При этом по междугородным автобусам эта доля крайне низка, около 5%, и лишь по некоторым регионам достигает 15–20%»,— указывает Игорь Сивец. По оценке Busfor, объем рынка междугородных перевозок в России составляет 150 млрд руб. в год. Но оценить рынок автобусных перевозок трудно, учитывая наличие серых игроков, в частности в сфере заказных перевозок, говорит президент ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны» Борис Лоран. В OneTwoTrip также видят проблему с электронными билетами, но более серьезными считают другие факторы — например, ценообразование, отсутствие единого справочника о станциях, автовокзалах и серых перевозчиках.
Перевозчики должны иметь право выбора, работать или не работать с электронной формой автобусного билета, полагает член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов. «Цифровизация дошла не во все регионы, и не все автобусные парки оснащены, в частности, такими системами, которые считывают электронную форму билета»,— поясняет он. В противном случае «мы усложним жизнь перевозчиков, которые технически к этому не готовы», опасается депутат.
Но оборудование транспортных средств техническими возможностями считывания электронных билетов может потребоваться лишь на транзитных остановочных пунктах, а соответствующие ПО и базы данных для работы с электронными билетами уже существуют и постоянно модернизируются, возражает Борис Лоран. Проблема, по его мнению, кроется скорее в избыточном количестве этих перевозчиков.
Дмитрий Шестоперов, Софья Самохина, Владислав Новый