Депутаты Волгоградской областной думы предлагают внести изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (149-ФЗ), дополнив ст. 10.2 развернутым запретом на распространение «материалов, пропагандирующих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новые потенциально опасные психоактивные вещества, культивирование наркосодержащих растений».
В пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму, его авторы поясняют, что отсутствие прямого запрета мешает привлекать блогеров к административной ответственности по ст. 6.13 КоАПа, которая предусматривает для граждан штраф в размере 4–5 тыс. рублей, а для предпринимателей — 40–50 тыс.
«Законопроект будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по пресечению возможности информирования граждан, в том числе несовершеннолетних, о наркотических средствах и психотропных веществах, — отмечается в пояснительной записке. — Реализация законопроекта направлена на профилактику незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, формирование ответственного отношения к размещению информации организаторами распространения информации в сети интернет и блогерами».
Волгоградские депутаты отмечают, что, согласно ст. 46 закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», пропаганда наркотических и психотропных веществ в интернете запрещена. Но при этом депутаты уверены, что действующее законодательство не содержит прямого запрета на размещение блогером информации о наркотических и психотропных веществах.
Замдиректора Координационного центра национального домена сети интернет по правовым вопросам Сергей Копылов рассказал «Известиям», что 149-ФЗ полностью запрещает любое информирование о наркотических средствах в интернете.
— Уже сейчас не имеется никаких препятствий к применению этой статьи к блогеру или любому другому гражданину, который пропагандировал наркотики через интернет, — отметил Сергей Копылов.
Гендиректор ООО «ОрдерКом» кандидат юридических наук Дмитрий Галушко полагает, что если блогер будет регистрироваться как индивидуальный предприниматель для того, чтобы публиковать посты, то и платить ему придется 40–50 тыс. рублей.
Основательная правка 149-ФЗ была проведена в 2014 году. Закон от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в 149-ФЗ» называют «законом о блогерах». Он определил обязанности блогера, размещающего информацию на странице в интернете с суточной посещаемостью более 3 тыс. Такие авторы не могут использовать Сеть для оправдания терроризма или призывов к нему, для публикации экстремистских материалов или пропаганды порнографии, для разглашения гостайны, не могут употреблять нецензурную брань. Они должны проверять достоверность информации до ее публикации и незамедлительно удалять недостоверную информацию. По сути, закон был направлен на то, чтобы приравнять блогеров к СМИ и заставить их подчиняться тем же законам. Тем не менее прессе, согласно ст. 4 закона «О СМИ», напрямую запретили распространять информацию о пропаганде и изготовлении наркотических веществ.
Другой важный момент заключается в отсутствии определения «пропаганды».
— Исходя из правоприменительной практики Верховного суда и Московского городского суда следует, что наказываться будут в первую очередь объявления о продаже, — отмечает Дмитрий Галушко. — Изображения растений, содержащих наркотические и иные вещества, должны именно пропагандировать их. А это оценочная категория. Поэтому каждый конкретный случай будет рассматриваться ФСКН.
Юристы высказали опасение, что под запрет упоминания наркотических средств могут попасть анекдоты, интернет-мемы, фотоколлажи и видео.
— Например, были случаи, когда продавцов привлекали даже за продажу платьев с рисунками, напоминающими листики конопли, — рассказывает Сергей Копылов.
Блогер Антон Носик считает, что проблема с распространением информации о наркотиках в Сети носит надуманный характер.
— Если бы депутатов попросили для начала объяснить актуальность такой инициативы, много ли они видели постов в каких-нибудь блогах, пропагандирующих наркотические вещества, у них были бы серьезные проблемы, — уверен он. — Они описывают то, чего не видели собственными глазами. Им просто надо с чем-нибудь побороться. И не важно, существует ли то явление, с которым они хотят бороться.
Дмитрий Галушко считает такой способ борьбы с пропагандой наркотиков неэффективным. По его мнению, разумнее было бы потратить бюджетные деньги на информационную политику неодобрения наркотиков.
В Волгоградской областной думе на запрос «Известий» не ответили.
Василиса Белокопытова