Например, в перспективе у Сбербанка – к концу 2023 года эмитировать в цифровом формате 50% от общего количества выпускаемых карт. В самом популярном банке страны рассказали, что со следующего года клиенты при обращении в организацию за кредитной или дебетовой картой пластиковую будут заказывать дополнительно, указывая это в виде опции. То же самое условие распространится и на перевыпуск карт. Сегодня только 10% карт Сбербанк выпускает в виртуальном виде – но и это достаточно большая доля.
ICT-Online.ru уже писал о том, что ВТБ к 2023 году планирует предоставлять клиентам до 40% цифровых карт, 60% придутся на привычные нам пластиковые.
В свою очередь, банк «Санкт-Петербург» сегодня одну треть карт предоставляет клиентам в цифровом формате и планирует наращивать этот объем. В «Росбанке» уже сейчас 20% банковских карт виртуальные. «Газпромбанк» же не спешит сокращать объем привычных для клиента пластиковых карт, которые, по словам представителя организации, не потеряют свою актуальность в ближайшее время. В «Хоум Кредит» считают так же: их клиенты предпочитают все же иметь на руках физическую карту, даже если расплачиваются через смартфон. «Райффайзенбанк» только планирует подхватить новую тенденцию.
В России, по данным на 1 апреля 2020, было выпущено уже 284 миллиона банковских карт. Конечно, ситуация в мире повлияла на этот показатель, а также на пользовательские привычки – использование пластиковых карт при контакте с терминалами оплаты и банкоматами.
Новый вид банковских карт по своей платежной способности не отличается от «пластика». Для пользования ими не только в сети Интернет, но и в магазинах на кассе нужен телефон, оснащенный модулем NFC, и платежное мобильное приложение типа Apple Pay или Samsung Pay. Эксперты считают, что динамика объема цифровых карт будет зависеть от того, как часто и как много людей пользуются подобными сервисами и устройствами с поддержкой NFC. Сейчас в России четверть держателей карт используют для оплаты смартфон, а к 2020 году наша страна вышла на второе место по использованию Apple Pay.
Однако эта привилегия скорее относится к крупным городам. Совсем другая ситуация в регионах, где большая часть граждан расплачивается наличными средствами, и значительная доля расчетов между работодателем и работником также приходится на бумажные деньги. Исключения составляют крупные организации, государственные службы, а также пользователи банковских продуктов, средства с которых поступают на карты. Развитие технологий, как и повышение финансовой грамотности населения, происходит по стране крайне неравнометно.
Более того, среди критичных недостатков цифровых карт можно выделить следующие:
По всей видимости, именно поэтому не все банки спешат отказываться от большой доли пластиковых карт.