Минкомсвязь планирует обязать операторов связи использовать для хранения сообщений пользователей только накопители, произведенные в России, следует из опубликованного 9 января проекта постановления правительства. Он направлен на обеспечение информационной безопасности российской инфраструктуры связи в условиях санкционной политики западных стран и компьютерных атак с использованием уязвимостей иностранного оборудования, отмечается в пояснительной записке. Инициатива поддержит отечественных производителей и повысит их конкурентоспособность, рассчитывают авторы. Соисполнителями проекта выступают ФСБ и Минпромторг. «Работа идет в том числе в рамках поручения президента»,— уточнила представитель вице-премьера Максима Акимова Алия Самигуллина.
Положения «закона Яровой» и правила, требующие от операторов связи и ряда онлайн-сервисов в течение шести месяцев хранить голосовую информацию, СМС и электронные сообщения пользователей, вступили в силу 1 июля 2018 года. С 1 октября провайдеры также обязаны хранить интернет-трафик пользователей за 30 суток. Емкость хранилищ планируется ежегодно увеличивать на 15% в течение пяти лет. На момент вступления в силу закона операторы не могли легально его исполнить по причине отсутствия сертифицированного оборудования, писал ранее “Ъ”. Такой возможности нет и сейчас: сертификаты на средства накопления информации для систем оперативно-разыскной деятельности (СОРМ) пока не выдавались и будут выданы не ранее 1 января 2020 года, указывает гендиректор «ОрдерКом» Дмитрий Галушко. Впрочем, в «Ростелекоме» утверждают, что «уже используют системы, произведенные в России для реализации ФЗ-374», однако назвать их производителей не смогли.
По мнению Дмитрия Галушко, из нового проекта следует, что системы хранения данных (СХД) будут входить в состав оборудования СОРМ, а это значит, что именно его производители будут определять их конечную цену. Изготовление оборудования для хранения информации по «закону Яровой» могут взять на себя семь компаний, оценивала Минкомсвязь в июне: «Норси-Транс», «Цитадель», «ТехАргос спецсистемы», «Орион», «МФИ Софт», «Сигнатек», «Основа Лаб». Однако по факту отечественных комплектующих для СХД пока нет, отмечает гендиректор «Норси-Транс» Сергей Овчинников: «Выходит, что производители будут в России собирать СХД из зарубежных, вероятнее всего китайских, деталей, а затем получать документ о том, что это российское оборудование». Это может привести к росту цен на оборудование и вряд ли сильно поможет производителям радиоэлектроники, скептичен он.
Российские СХД уже производит компания «Национальные технологии» в том числе для «МегаФона», указывает представитель «Ростеха». У «Национальных технологий» есть два действующих контракта на поставку СХД емкостью более 100 петабайт каждый, а также два контракта на поставку опытных партий, говорят в «Ростехе», цена на оборудование «не превышает среднерыночную», включая импортные аналоги.
Чиновники, вероятно, хотят застраховать от финансовых потерь российских производителей, которые уже наладили производство необходимых компонентов для СХД, полагает гендиректор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов. Но качество отечественного оборудования может быть на низком уровне, а «значит, и все затраты на запись для обеспечения безопасности государства будут лишены смысла», не исключает он.
Требование Минкомсвязи при этом не означает полного запрета на закупку иностранного оборудования, указывает руководитель направления по работе с операторами связи в СНГ «Делойта» Антон Шульга: «Речь только об оборудовании для хранения данных в части реализации "закона Яровой". В прочей деятельности операторы смогут выбирать поставщиков без подобных ограничений. Более того, иностранные вендоры смогут наладить производство оборудования в России самостоятельно, через СП, либо продав лицензию. Таким образом они смогут продавать оборудование операторам даже после введения постановления в действие». Вряд ли требование увеличит уже объявленные операторами оценки расходов на реализацию «закона Яровой», добавляет аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. В коммерческих проектах операторы скорее предпочли бы использовать технику Huawei и Cisco, но в случае с «законом Яровой» компании «будут пользоваться тем, что скажут», полагает он.
Владислав Новый, Кристина Жукова, Дмитрий Шестоперов