Цель введения «национального цифрового налога» в том, чтобы обязать иностранные IT-компании, получающие прибыль от клиентов в России, платить налог с этой прибыли по месту ее получения, а не по месту регистрации, рассказывает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал». По его словам, данный налог — это не российская идея, в пользу его внедрения высказалось более 130 стран. Введение нового налога, скорее всего, будет согласовано на международном уровне и включено в соглашения во избежание двойного налогообложения между странами. В результате международные IT-компании, заплатив налог по своим доходам в России, не будут обязаны платить его в стране своего налогового резидентства.
Реальный размер дополнительных доходов, которые получит российский бюджет, оценить довольно сложно, считает Тузов.
Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам» полагает, что несколько десятков миллиардов рублей — слишком большая сумма. «Впрочем, замминистра добавляет уточняющее условие «если повезет». Ассоциация коммуникационных агентств России в 2020 году оценила российский рынок интернет-рекламы в 215 млрд рублей. Тут, конечно, можно уточнять, что именно считать российским рынком, но порядок величин, видимо, таков. Соответственно, иностранные компании зарабатывают на рекламе на нашем рынке порядка 100 млрд рублей. Обычный налог на рекламу — это 5%. Власти рассчитывают, что зарубежные компании будут платить 3%. Получается, что порядок суммы, которую на практике иностранные компании согласятся платить, так, чтобы удовольствие от присутствия на нашем рынке было не слишком дорогим, — это 3 млрд рублей», — подсчитал эксперт для «Известий».
«Возможно, заработки не ограничатся рекламным рынком, а что-то будет поступать от зарубежных маркетплейсов — но тут тоже не возьмешь большую долю оборота, поскольку они низкомаржинальны. Разумеется, государство хотело бы изыскать такой источник средств, чтобы налоговые и страховые льготы для российских компаний не легли дополнительной нагрузкой на бюджет. «Цифровой налог», вряд ли даст достаточно средств, чтобы конкурировать на глобальных рынках. Но источником средств для поддержания импортозамещения по некоторым важным направлениям IT он стать может», — отметил Леонид Делицын.
Крупнейшие иностранные IT-компании уже имеют представительства в РФ и платят налоги. Например, российское представительство Google в 2020 году получило 85,46 млрд рублей выручки и 1,73 млрд рублей чистой прибыли. «Представляется сложным и фактическое администрирование данного налога, самым простым было бы введение дополнительных сборов в момент платежа пользователя из России в адрес любой иностранной IT-компании, но тогда этот налог будет в явном виде ложиться на потребителей. Но пока не опубликовано детальное описание налога, остается только гадать, как в реальности он будет взиматься. Еще более сложной является ситуация, когда иностранная IT-компания собирает поведенческие данные пользователей по всему миру, в том числе российских, и на них зарабатывает, при этом не получая прямых платежей из России в свой адрес. В этом случае возникнет большой вопрос в корректности подсчета дохода от такой деятельности непосредственно от российских пользователей», — говорит Артем Тузов.
Но внедрение такого налога по всему миру представляется неизбежным, глобальный интернет позволяет успешной компании практически мгновенно завоевать популярность как по всему миру, так и в отдельной стране, подчеркнул эксперт.
«И даже при большом желании открыть офис в РФ такая компания может не успеть. Как пример можно вспомнить взлет популярности в РФ социальной сети Clubhouse, процесс занял всего пару недель, за которые юрлицо в РФ не открыть. Как посчитать, какой доход от этой популярности в РФ получил Clubhouse? Как взять налог с этого дохода? Остается много вопросов», — резюмировал эксперт.
Введение «цифрового налога» обсуждается достаточно давно и имеет под собой весьма весомые аргументы. Такого рода налоговые изъятия уже реализованы в целом ряде стран. «В первую очередь следует исходить из справедливости перераспределения налоговой базы международных компаний, — считает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ и директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов, — Коль скоро цифровые гиганты извлекают прибыли, и весьма немалые, в России, то должны и обеспечивать соответствующий вклад в бюджет». Что касается объема налоговых платежей по «цифровому налогу», то, безусловно, сумма составит десятки миллиардов рублей. В этом пожалуй стоит согласится с представителями Минфина, отметил эксперт.
Наднациональный «цифровой налог» должен определяться на уровне международного многостороннего соглашения, считает заведующая Лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Наталья Корниенко. «Предстоит проработать, согласовать и подписать не только многостороннюю конвенцию, но и корректировать двусторонние соглашения, что потребует времени. Самыми сложными будут переговоры по двусторонним соглашениям со странами, где формируется консолидированная отчетность и уже платятся налоги», — пояснила она.
Безусловно, государства с большим населением, в числе которых и Россия, получат таким образом новый источник бюджетных доходов, размер которых будет коррелировать с объемами потребления услуг международных компаний жителями страны, отметила эксперт. «Однако с введением этого налога странам придется инвестировать в разработку механизмов блокировки ресурсов, держатели которых будут уклоняться от уплаты», — заявила Наталья Корниенко.
К ноябрю должны быть финализированы положения плана Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по реформированию глобальной налоговой системы. К нему готовы присоединиться свыше 130 стран. План может вступить в силу в 2023 году.
Софья Смирнова