Законопроект о внесении соответствующих изменений в закон "О связи" внесен Государственным советом Республики Татарстан и группой депутатов Госдумы РФ.
Законопроект предлагает обязать операторов сотовой связи определять идентификационный номер /International Mobile Equipment Identifier, IMEI/ сотового телефона, используемого абонентом, и хранить его в своей базе данных. При этом оператор сотовой связи будет обязан приостанавливать оказание услуг с использованием сотового телефона с определенным IMEI, который по заявлению его собственника или на основании судебного решения объявлен украденным.
В ходе обсуждения законопроекта практически всеми выступающими были высказаны сомнения в действенности мер, предлагаемых данным законопроектом в его сегодняшнем виде.
В частности, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, выступивший, по его словам, не как чиновник, а как специалист в области связи, считает, что в нынешнем виде рассмотренные законодательные предложения не будут работать.
Это связано с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, не понятны методы технической реализации положений законопроекта, учитывая, например, то, что не все сотовые телефоны имеют код IMEI, а ни один из ведущих производителей сотовых телефонов не гарантирует, что коды IMEI являются уникальными, то есть, не повторяются на разных телефонах. Во-вторых, Н.Мардер указал на то, что, в соответствие с законом "О связи", сотовые операторы несут ответственность перед абонентом за предоставление услуг связи и не имеют никакого отношения к тому, каким сотовым телефоном пользуется абонент и к праву собственности на этот телефон. Более того, эти два аспекта регулируются разными разделами права: предоставление услуг – законодательством о связи и другими имеющими отношение к услугам законодательными актами, а определение прав собственности и распоряжения ею – совершенно другими законами, субъектами которых операторы связи не являются.
Выступившие на заседании экспертного совета юристы также указали на то, что операторы связи не вправе вмешиваться в вопросы собственности на сотовые телефоны.
Представители операторов сотовой связи, в свою очередь, тоже указали на существенные недостатки законопроекта.
Так, представитель ОАО "МегаФон" заявил, что положение о принудительном отключении услуг связи по заявлению собственника украденного телефона будет очень сложно исполнять, прежде всего, из-за огромных проблем с установлением истинного собственника на заявленный сотовый телефон, на что, к тому же, у оператора связи нет ни законодательных полномочий, ни соответствующих сил, средств и специалистов.
"МегаФон", кроме того, представил экспертному совету письменный отзыв по рассматриваемому законопроекту. В нем, в частности, указано, что сейчас у операторов сотовой связи отсутствует техническая возможность контролировать IMEI сотовых телефонов. Внедрение программно-аппаратных средств для создания регистров IMEI потребует от оператора масштаба "МегаФона" расходов в размере около 15 млн долл, не считая средств на эксплуатацию этой системы.
Кроме того, при приостановлении обслуживания по заявлению об украденном телефоне могут быть нарушены права добросовестного абонента, который приобрел перепрограммированный телефон или телефон с неуникальным IMEI.
Представитель ОАО "Мобильные ТелеСистемы" /МТС/ обратил внимание на то, что после принудительного выключения заявленного украденным сотового телефона, абонент может вставить свою SIM-карту в другой аппарат, после чего предлагаемые законопроектом основания для отключения этого абонента отпадают, а механизм обратного включения в таком случае проектом не предусматривается.
Президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский заявил, что Ассоциация в принципе поддерживает идеи, содержащиеся в законопроекте, но считает более срочной и обязательной задачей в борьбе с хищениями сотовых телефонов принять меры по прекращению открытой и повсеместной деятельности предпринимателей по перепрограммированию и последующей продаже телефонов.
В свою очередь, В.Горбачев заявил по итогам обсуждения, что инициаторы законопроекта в любом случае будут добиваться его рассмотрения и принятия Госдумой в первом чтении. В.Горбачев предложил к 1 октября подготовить предложения и дополнения по данному законопроекту силами специалистов Минкомсвязи, отрасли и депутатов Госдумы.
В течение предыдущих нескольких лет подобные законопроекты уже вносились в Госдуму, но все они были отклонены. Последний по времени такой законопроект был внесен в Госдуму в 2008 г также представителями Татарстана.