Одной из задач внедрения систем электронного правительства в развивающихся странах наряду с повышением качества и эффективности предоставления госуслуг является борьба с коррупцией за счет автоматизации. Сложившаяся в этих странах система налогообложения предусматривает частое непосредственное взаимодействие налогоплательщиков с чиновниками, включая контроль соблюдения законодательства и отчетности. Это сильно повышает коррупционные риски — речь может идти как о стремлении налогоплательщиков уклониться от налогов, так и о вымогательстве со стороны налоговых инспекторов. Кроме того, «ручное управление» повышает стоимость комплаенса, что также не способствует добросовестному исполнению требований законодательства.
Эти факторы могут отчасти объяснять низкую собираемость налогов в развивающихся странах, отмечают в ВБ. Самой популярной налоговой реформой, по данным рейтинга Doing Business в 2015 году, стало внедрение или совершенствование электронных систем подачи налоговых деклараций и уплаты налогов (26 стран), по данным же доклада о мировом развитии ВБ за 2016 год, цифровизацией налоговой сферы озаботилась уже треть развивающихся стран — и их доля стремительно растет.
Электронное заполнение деклараций может значительно улучшить налоговое администрирование сразу по нескольким параметрам. Оно избавляет сотрудников компании от долгих и нервных визитов в налоговую инспекцию, а снижение частоты контактов налогоплательщиков с чиновниками уменьшает вероятность коррупционного сговора для снижения налоговых платежей или вымогательства. Наконец, доступ к фискальной информации в электронном виде облегчает ее мониторинг и анализ. Впрочем, пока для стран с низкими доходами и невысоким уровнем проникновения IT-технологий электронизация может означать дополнительные расходы компаний, указывают в ВБ.
Экономические эффекты от внедрения электронных деклараций в ВБ решили проследить на примере Таджикистана, где эта практика была введена в 2012 году на добровольной основе. Данные для анализа были получены благодаря стимулирующей обучающей программе для бизнеса, проводимой специалистами ВБ. В среднем переход на электронное взаимодействие с налоговиками позволял компаниям сэкономить 4,7 рабочих часа в месяц (учитывая уровень оплаты труда в республике — эквивалент всего $5,5), а властям — 5,8 тыс. часов. При этом решение компаний перейти на электронное декларирование зависело от соотношения возможных выгод и потерь из-за отказа от прямого взаимодействия с инспекторами. Так, для компаний, отнесенных ВБ к группе высокого риска в части уклонения от налогов, переход приводил к значительному повышению налогов (вплоть до двукратного) и стремлению вернуться к бумажному заполнению и личному общению с чиновниками (позже обратный переход был запрещен). Для низкорискового же бизнеса электронное декларирование приводило к снижению платежей до уровня реальных обязательств и снижало вероятность уплаты взяток. По оценке экспертов ВБ, в исходной модели налоговые инспекторы оказывали значительное влияние на процесс администрирования, обеспечивая минимальный уровень платежей для компаний и вымогая взятки. Нивелирование же человеческого фактора за счет электронного декларирования выравнивает налоговую нагрузку, почти не оказывая влияния на общую налоговую базу.
Надежда Краснушкина