Комиссия по расследованию причин аварии при выведении российским носителем «Союз-СТ-Б» 22 августа спутников Galileo определилась с основной версией случившегося. Сбой в работе разгонного блока «Фрегат-МТ», из-за которого космические аппараты оказались на нерасчетной орбите, произошел из-за некорректной работы системы управления, изготовленной московским ФГУП «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина» (НПЦАП). По словам источника «Известий» в Роскосмосе, скорее всего, нештатная работа интегрированной системы управления стала результатом ошибки в программном обеспечении, заложенном на борт. В результате разгонный блок получил неправильное полетное задание и, отработав в полном соответствии с заложенной программой, доставил аппараты не по адресу. ПО для системы управления также готовят в НПЦАП, уточнил собеседник.
22 августа в 16.27 мск носитель «Союз-СТ-Б» производства самарского ракетного центра «Прогресс» с разгонным блоком «Фрегат-МТ» стартовал с космодрома Европейского космического агентства (ЕКА) во Французской Гвиане. Ракете предстояло вывести на орбиту два спутника общеевропейской навигационной системы Galileo. Запуск прошел нештатно, и аппараты оказались на нерасчетной орбите, где их целевое использование невозможно. Начало полноценной эксплуатации сервисов Galileo в результате будет перенесено на более поздний срок, подробности неудачного запуска у ЕКА уже запросила Еврокомиссия. Собеседник в Роскосмосе подчеркнул, что инцидент вызвал крайне серьезную реакцию и в высшем руководстве РФ, в связи с чем у главы космического агентства Олега Остапенко был «тяжелый разговор в Белом доме».
В НПЦАП посоветовали обратиться за комментариями 2 сентября, когда на работу выйдет соответствующий специалист. В Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), ответственной за реформу ракетно-космической отрасли, заявили, что комиссия по расследованию причин аварии работает в ускоренном режиме и результаты будут объявлены в ближайшее время.
— Работает совместная комиссия Роскосмоса и ЕКА по расследованию инцидента со спутниками Galileo, изучаются данные с обеих сторон для определения причин, по которым спутники не были выведены на расчетную орбиту, — говорит Игорь Буренков, руководитель службы информационной политики ОРКК. — Комиссия работает в ускоренном режиме, и необходимо дождаться окончательных итогов расследования. В случае если международная комиссия придет к выводу, что инцидент произошел по вине российской стороны, тогда появятся соответствующие решения.
Ранее европейский аэрокосмический концерн Arianespace, выступавший оператором запуска, анонсировал объявление результатов работы комиссии на 8 сентября. Сообщалось, что в состав комиссии входят эксперты из России, Италии, Франции и Германии.
Виктор Хартов, гендиректор НПО имени Лавочкина, где делают прежде летавшие безупречно разгонные блоки семейства «Фрегат», отказался обсуждать версии случившегося.
Программное обеспечение — не самая частая причина отказов российской космической техники. Чаще всего нештатные ситуации случатся из-за «железа». Однако самый громкий сбой в космической технике этого года, в результате которого из строя на 11 часов вышли все космические аппараты системы ГЛОНАСС , произошел именно из-за ошибок в ПО. Программные коды для обеспечения ГЛОНАСС сделаны на собственной программной платформе, чтобы исключить возможность внешнего воздействия. Однако в нашей оригинальной программной среде недостаточно средств разработки. Поэтому изначально программы пишутся в среде операционной системы Windows, а затем их «перегоняют» с помощью компиляторов в оригинальный продукт. Ошибка в уравнении, которая привела к сбою в системе 2 апреля, появилась как раз в процессе «перевода» программного кода из одной среды в другую.
— Ошибки в ПО обычно встречаются на этапах отработки техники, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Для серийных аппаратов, которые давно летают, как те же «Фрегаты», ошибка в ПО — это довольно редкая причина нештатной работы. Потому что ПО там от полета к полету, как правило, не меняется. А вот ошибки в полетном задании случаются, его нужно тщательно проверять.
Иван Чеберко