Для того чтобы реализовать эту инициативу, сотрудники Google проехали весь путь по легендарной Транссибирской железнодорожной магистрали и засняли его на видео. Это видео охватывает две части света, 12 областей, 87 городов и 9 тыс. километров. Длительность же его составляет 150 часов. Видеоряд представляет собой не единый файл, а состоит из небольших фрагментов, длительностью 20-40 минут, которые подгружаются друг за другом в автоматическом режиме. Новый сервис Google снабжен также системой геотаргетинга, которая в реальном времени на карте отображает весь путь, проделываемый виртуальным пассажиром. При этом можно увидеть, на сколько километров путешественники уже отдалились от начальной точки и сколько осталось до конечной остановки маршрута. Карту можно просматривать в двух режимах – ландшафтном и спутниковом. Первый позволяет увидеть названия населенных пунктов и инфраструктурных объектов, а второй представляет собой спутниковую фотосъемку. Гибридного режима, позволяющего совместить и то и другое, пока не предусмотрено.
Начать маршрут можно в любом месте, нужно лишь кликнуть по любой точке на маршруте, после чего карта автоматически сместится к ней, и будет подгружен соответствующий этому месту видеоролик. Кстати, видео доступно во всех разрешениях, которые сегодня можно увидеть на YouTube, – 360, 480, 720 и 1080. Для последних двух понадобится не только высокоскоростной интернет-канал, но и достаточно мощный процессор, в противном случае можно будет видеть только слайд-шоу. Разработчики отключили возможность просмотра видео в полноэкранном режиме и деактивировали режим аннотаций. При этом долгое путешествие можно скрасить музыкой или аудиокнигой. Для этого пользователи в специальном окне могут выбрать материал для прослушивания. Разработчики предлагают аудиокниги – «Война и мир», «Мертвые души», «Золотой теленок», а также концерт балалаечной музыки. Если этого недостаточно, то можно послушать трансляцию «Русского радио» либо просто стук колес поезда.
Даже самый скоростной поезд иногда делает остановки, на которых пассажиры могут выйти и подышать свежим воздухом. Есть такие остановки и в виртуальном поезде Google. Для каждого из проезжаемых городов снят видеоролик, в достаточно увлекательной форме повествующий о его достопримечательностях, а также размещены фотографии наиболее красивых и интересных его мест. Снимки сделаны известным фотографом Антоном Ланге в рамках проекта «Россия из окна поезда» и предоставлены ОАО «РЖД». Съемка видеороликов осуществлена собственными силами компании Google. Съемочная группа несколько недель добиралась из Москвы до Владивостока по Транссибу, останавливаясь в наиболее интересных местах и снимая о них сюжеты. В то же время вторая съемочная группа ехала на поездах от Курского вокзала Москвы до Владивостока две недели – вдвое дольше, чем обычные пассажиры. Это было сделано для того, чтобы избежать съемки пути в ночное время. Поэтому в виртуальном поезде Google всегда день и всегда светло. Правда, некоторые фрагменты все-таки пришлось вырезать из видеоряда. Речь идет о военных объектах, которые попадаются по пути следования поезда и съемка которых категорически запрещена. Весь отснятый материал был согласован со службой безопасности ОАО «РЖД», которая и отметила те места, съемку которых нельзя осуществлять. Впрочем, по словам менеджера проекта Марии Крамаренко, это очень небольшие участки пути и никаких пробелов пользователи не заметят.
Очень часто, особенно в городах, в объектив камеры попадали живые люди. Напомним, что в США, после запуска сервиса StreetView, компанию Google завалили судебными исками о вторжении в частную жизнь. В данном случае подобная ситуация вряд ли повторится, так как по российскому законодательству если съемка произведена в общественном месте, то согласие людей, случайно оказавшихся в кадре, не требуется.
Если на StreetView компания Google уже собирается зарабатывать деньги, по крайней мере в США, заменяя рекламные щиты на снимках собственными объявлениями, то виртуальный поезд – это исключительно имиджевый проект, созданный с целью продемонстрировать красоту нашей страны туристам, как отечественным, так и зарубежным. По крайней мере, как отметила Мария Крамаренко, никаких планов по монетизации виртуального поезда у российского Google нет.
«Этот проект для нас особенный. Мы хотели показать, насколько необычна, разнообразна и интересна наша страна. Я знаю очень немногих людей, которые проехали по Транссибу, но наверняка многие хотели бы это сделать. Мы надеемся, что наш проект станет отправной точкой не только для виртуального, но и для реального путешествия по России», – отметил директор по маркетингу «Google Россия» Константин Кузьмин.
«При желании, конечно, «повесить» рекламу можно где угодно, но вряд ли имеет смысл всерьез задумываться над монетизацией такого рода сервисов. Они не являются какими-то серьезными массовыми проектами, это просто развлечение для пользователей. Да, возможно, оно привлечет внимание нескольких десятков тысяч пользователей, но вряд ли больше. К тому же сервис реализован не очень ярко и масштабно и, на наш взгляд, не раскрывает в полной мере потенциала довольно неплохой задумки», – считает вице-президент Mail.ru Анна Артамонова.