Единороссы Сергей Боярский и Андрей Альшевских перевнесли законопроект о регулировании соцсетей после критики государственно-правового управления президента и Белого дома. В проекте появилось понятие «владелец публичной сети». Как пояснил “Ъ” Сергей Боярский, «под это определение попадают соцсети и мессенджеры», которые в сутки посещает не менее ста тысяч пользователей. Роскомнадзор (РКН) будет вести реестр таких сетей и сможет запрашивать у них любую «необходимую информацию». Владелец сети должен будет по заявлению каждого пользователя «ограничить или удалить» информацию, направленную «на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды», а также недостоверную или порочащую честь и достоинство.
В обновленной версии проекта у соцсетей появились новые обязательства: они должны вести свой реестр поступающих от пользователей заявлений и «по первому требованию» предоставлять его РКН, установить предложенную им программу, которая позволит определять количество пользователей. Кроме того, соцсети должны «соблюдать запреты и ограничения», предусмотренные, в частности, законодательством о выборах и референдумах. Также владельцев публичной сети обязывают «не допускать использование сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих гостайну, распространение материалов, содержащих публичные призывы к террористической деятельности, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань».
Для борьбы с фальсификацией «общественно значимых сведений» и «распространением недостоверной общественной информации» уполномоченный орган власти сможет обратиться в РКН «с решением суда или органа власти» и потребовать прекратить распространение или удаления информации и ее копии. РКН в течение суток должен направить владельцу сети предписание, неисполнение которого, по словам Сергея Боярского, будет грозить штрафом. Если публичная сеть дважды проигнорирует предписания РКН и выданные штрафы, ведомство может обратиться в суд с требованием ограничить доступ к информации. Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский говорит, что может возникнуть «много вопросов к критериям определения общественно значимой информации и ее достоверности»: «Ресурсам с огромным числом пользователей будет сложно уследить за соблюдением этих требований. Это может привести к игнорированию норм нового закона».
Представители отрасли также скептически оценили законопроект. В пресс-службе Mail.Ru Group (владеет «ВКонтакте», «Одноклассниками» и «Моим миром») сказали “Ъ”, что на данный момент уже есть законы, которые «предоставляют необходимые инструменты регулятору», и необходимость в дополнительных инициативах «отсутствует». Как заявили “Ъ” в пресс-службе «Яндекса», «на сервисы возлагается функция судов, от них ждут самостоятельной проверки соответствия информации закону, чего, очевидно, в большинстве случаев они сделать не могут»: «В связи с этим сервисам придется удалять любую информацию по любым жалобам. Это может отразиться на свободе слова и праве граждан на доступ к информации».
Свои замечания и предложения представители соцсетей смогут высказать 9 апреля на расширенном заседании экспертного совета при думском комитете по информполитике. На следующей неделе состоится и заседание комитета, на котором, по сведениям “Ъ”, законопроект будет рекомендован к первому чтению. Глава комитета Леонид Левин назвал его «актуальным, но требующим обсуждения и доработки».
Более спешно Дума принимает другой законопроект, также касающийся регулирования интернета. Он был внесен 2 апреля, 3 — одобрен комитетом по безопасности, а сегодня его примут в первом чтении. По нему судебные приставы смогут выносить постановление об ограничении доступа в сети к сведениям, которые порочат граждан и юрлиц, если распространивший их автор не удалит информацию самостоятельно. В заключении комитета по информполитике (соисполнитель) говорится, что судебные приставы должны действовать на основании решения суда. Но поправки депутатов не содержат ссылок на необходимость судебных решений для ограничения доступа к информации.
Софья Самохина, Роман Рожков, Максим Иванов