На заседании круглого стола "Основные направления формирования инфраструктуры информационного общества РФ" участники рекомендовали признать возможность интернет-доступа обязательной услугой ЖКХ. Резолюция отправлена в юридический департамент ТПП на согласование, через две недели будет готов окончательный вариант документа.
"Рекомендовать ТПП совместно с НАДИКС и другими заинтересованными сторонами подготовить обоснование и обратиться с предложением в правительство РФ о признании возможности интернет-доступа в качестве обязательной услуги ЖКХ", - говорится в резолюции круглого стола (копия имеется в распоряжении ComNews). В документе предлагается приравнять интернет-доступ к стационарному телефону, кабельному телевидению, электро-, водо- и теплоснабжению, а также подчеркивается необходимость наличия в каждом жилом здании коммуникационной сети и оборудования, обеспечивающего гражданам возможность подключения к Интернету через выбранного ими оператора.
Представитель ТПП говорит, что инициатор этой идеи - НАДИКС. Вице-президент и исполнительный директор НАДИКС Александр Васильев сказал ComNews, что подобный проект обязательно будет реализован. "Мы уже готовим представление в правительство о том, чтобы Интернет был таким же доступным, как горячая и холодная вода", - отметил Александр Васильев.
Говоря о том, как будут регулироваться тарифы, Александр Васильев отметил, что "ассоциация тем и хороша, что мы всегда можем договориться о единых ценах". Более подробное обсуждение состоится в течение месяца на специально организованном совещании. Отвечая на вопрос о том, как будут договариваться между собой провайдеры в каждом доме, он сказал, что существует идея, чтобы в счете за ЖКХ фигурировала непосредственно ассоциация. "Мы хотим создать настоящую саморегулируемую организацию, в которой будут участвовать только те операторы связи, работа которых полностью отвечает стандартам качества", - рассказал Александр Васильев, добавив, что тем самым ассоциация хочет объединить опыт всей страны. Уже сегодня поступают заявки из различных регионов России с пожеланиями участвовать в этом проекте, утверждает он.
В резолюции круглого стола говорится и о формировании института саморегуляции профессиональной деятельности операторов. Документ сообщает, что это "способствует появлению на рынке ИКТ новых информационно-коммуникационных услуг и сервисов, повышению надежности и качества предоставления информационно-коммуникационных услуг и сервисов".
По словам начальника управления по связям с общественностью ОАО "МГТС" Ирины Бережновой, Интернет сегодня - это жизненное пространство, и, как и телефон, он необходим сегодня каждому в самом быстром и удобном режиме. "Но, по сути, это должна быть телекоммуникационная услуга, а не услуга ЖКХ, потому что для предоставления Интернета требуются регулярные инвестиции, - предупреждает Ирина Бережнова. - Вот уже три года МГТС является интернет-провайдером, и, пожалуй, сегодня именно Интернет первичен, а телефон - уже вторичен. Часто пользователи подключают телефонию именно для того, чтобы вместе с ней были предоставлены услуги Интернета". По ее словам, сегодня 4,5 млн абонентов МГТС пользуются ADSL-доступом в Интернет.
Пресс-служба ОАО "МегаФон" напомнила, что подобные обсуждения о включении доступа к сети Интернет в список обязательных услуг ЖКХ ведутся уже давно. "Сегодня большинство домохозяйств в Москве уже и так имеют ШПД, а зачастую и не от одного провайдера, - рассказала пресс-служба "Мегафона". - Что касается охвата домохозяйств "МегаФоном", то с приобретением NetByNet компания получила техническую возможность обеспечить домашним Интернетом более 1,5 млн домохозяйств в Москве и Московской области. Кроме того, более 3 млн московских абонентов компании пользуются мобильным Интернетом на скоростях 3G (до 21 Мбит/с)".
ИТ-департамент города Москвы относится к этой инициативе с осторожностью, так как существует большой риск "зарегулировать рынок, на котором сейчас есть серьезная конкуренция, дающая снижение цен и рост качества сервиса", рассказала ComNews пресс-служба департамента. "Мы считаем, что в случае с домашним Интернетом с функцией регулятора прекрасно справляется рынок. При этом, естественно, недопустимо препятствование вхождению провайдеров в дома. Все подобные случаи должны пресекаться", - подчеркнула пресс-служба.
Руководитель пресс-службы группы "Акадо" Денис Рычка в свою очередь отметил, что данная инициатива не имеет законодательных ограничений. "С юридической точки зрения такой механизм возможен, подобный инструмент оплаты через одно окно удобен для клиента, но при этом есть проблемы технического воплощения. Этот проект требует доработки в связи с тем, что большое количество провайдеров имеет разные тарифы и необходима разработка правил вхождений оператора в платежные поручения", - рассуждает Денис Рычка. Он добавил, что уже сегодня "Акадо" - одна из немногих компаний, включенная в платежные поручения жителей Юго-Восточного округа Москвы (речь идет об оплате телевидения). Проект начался в 2008 г. и имеет успех, уточнил Денис Рычка.
АЛЕНА БАЦМАН