Объем рынка онлайн-ритейла в России по итогам прошлого года составил 760 млрд руб.— это лишь на 7% больше, чем было в 2014 году, говорится в исследовании АКИТ (объединяет 15 российских ритейлеров, ведущих бизнес в интернете; среди них — "Юлмарт", Ozon.ru, Lamoda, "М.Видео", "Эльдорадо", "220 Вольт" и др.) и "Почты России". "Наблюдается падение количества внутренних заказов на 17%, при этом количество отправлений из-за границы выросло на 75%",— отмечается в презентации исследования. Так, объем трансграничной интернет-торговли в 2015 году увеличился на 5%, до 219,2 млрд руб., а количество посылок из-за рубежа — вдвое, до 135 млн с 77 млн в 2014 году, из которых на Китай пришлось 90%. В денежном выражении доля трансграничной торговли в общем объеме выросла до 29% с 21%. При этом доля интернет-торговли в общем объеме российского ритейла в 2015 году составила 4%, свидетельствуют данные АКИТ. Потенциал роста у российского e-commerce большой: например, в Германии, США или Великобритании этот показатель вдвое-втрое больше.
Президент АКИТ Алексей Федоров называет две главные причины падения темпов роста рынка. Во-первых, российские покупатели стали считать деньги: если раньше они приобретали товары дорогих производителей, то теперь с куда большей охотой переходят на неизвестные бренды: "Это происходит в различных категориях — от одежды до электроинструментов". Кроме того, одновременно с этим россияне "утекают" на AliExpress, объясняет господин Федоров: "Многие россияне делают первую покупку по карте именно там, поскольку на AliExpress экстравагантно дешевые вещи: даже если качество вещи не устроит, с заплаченными за нее деньгами будет не так жаль расстаться". Так, более 60% заказов россиян в 2015 году из 64,1 млн трансакций не превышали €22.
Действительно, резкий рост популярности китайских интернет-магазинов — главное изменение в географии розничной онлайн-торговли за последние годы, говорится в декабрьском исследовании "Яндекс.Маркета" и GfK. За последний год их услугами воспользовались больше половины опрошенных — это на 30% больше, чем в 2014-м, и в два раза больше, чем в 2013 году, обращает внимание гендиректор "Яндекс.Маркета" Павел Алешин. В то же время он отмечает, что российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованы: в них делают заказы больше 90% покупателей. Господин Алешин указывает на рост трех трендов, зафиксированный в 2015 году: совместные покупки (хотя бы раз за последний год их совершали 22% опрошенных; чаще всего заказывают одежду и обувь, товары для детей и косметику), покупки с мобильных устройств (почти 30% опрошенных) и рост безналичных платежей.
"Почта России" доставила 128 млн отправлений с товарными вложениями из зарубежных интернет-магазинов, что в 1,8 раза больше, чем в 2014 году, и в 4,5 раза больше аналогичного показателя 2013 года. "До 2013 года "Почта России" стремительно теряла свою долю на рынке доставки посылок,— объясняет заместитель гендиректора предприятия по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев.— В 2014 году нам удалось переломить этот тренд, а в 2015-м — показать серьезный прирост даже на фоне сокращения общего количества интернет-заказов внутри России".
Продажи в целом выросли всего на 7%, при этом трансграничная торговля показала еще более скромный прирост — около 5%, говорит представитель "Связного" Сергей Тихонов: "Доходы людей сократились, они стали реже совершать покупки как в стране, так и за ее пределами". По его мнению, увеличение оборота в сегменте e-commerce произошло за счет роста цен, в том числе на одежду и электронику — объемообразующие категории в онлайн-ритейле.
Роман Рожков