Выручка московского оператора «Караван» в 2007 году составила 9,5 млн долл., рассказал РБК daily президент компании Станислав Другалев. Рост по сравнению с предыдущим годом составил около 11,8% (против 8,5 млн долл.). В ноябре прошлого года компания прогнозировала доход на уровне 10—11 млн долл., расхождение г-н Другалев объясняет тем, что компания много потратила «на разработку новых продуктов, маркетинг и реструктуризацию».
ARPU «Каравана» в 2007 вырос с 71 до 78 долл., при ранее объявлявшихся 76 долл. Превышение прогноза в компании объясняют ростом продаж конвергентных услуг существующим клиентам. Абонентская база компании выросла с 10 тыс. в 2006 году до 12 тыс. в 2007 году, рост в 2008 году планируется до 15 тыс. абонентов.
«Караван» также повысил свой прогноз по инвестициям на текущий год. Ранее компания планировала затратить всего 6 млн долл., однако сейчас только 7 млн долл. пойдет на строительство нового телехауса. Его основным отличием от обычного дата-центра является возможность выбора оператора связи, объясняет Станислав Другалев. К концу 2009 года телехаус начнет приносить «Каравану» около 9 млн долл., рассчитывает он. Еще 2 млн долл. оператор потратит на строительство сети, преимущественно «последней мили».
Рост инвестиций, в частности, стал причиной понижения «Караваном» прогноза по выручке в 2008 году — 14 млн долл. против планировавшихся 16,5 млн долл. Основной рост доходов в 2008 году, согласно планам компании, должен быть обеспечен запуском новых продуктов. Идти за пределы московского рынка компания по-прежнему не планирует, так как считает «его потенциал неисчерпанным».
«Скорее всего корректировка прогнозов по выручке связана с ростом конкуренции на рынке», — считает Элина Юрина, директор центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам». По ее мнению, работая только в пределах Москвы, где представлены все крупнейшие игроки и широко используется ценовая конкуренция, сейчас уже не так просто показывать высокую динамику показателей. «Комплексный характер услуг «Каравана» позволяет ему более или менее эффективно развиваться, но все-таки темпы роста неизбежно снижаются. При этом рост инвестиций вряд ли может рассматриваться как фактор снижения выручки. Скорее это негативно влияет на EBITDA и чистую прибыль», — говорит г-жа Юрина. Решением проблемы могла бы стать региональная экспансия, но для этого требуются дополнительные ресурсы, которые «Караван», вероятно, решил не распылять, заключила эксперт.
Рано или поздно растущая конкуренция на московском рынке приведет к тому, что «Караван» вынужден будет найти покупателя, но из-за того, что компания растет ниже рынка, предложенная цена может оказаться значительно ниже желаемой, считает Евгений Соломатин, аналитик «Коминфо Консалтинг». «Даже на базе уже созданной инфраструктуры при более агрессивной маркетинговой политике и наличии уникального предложения «Караван» все же мог бы показать значительно лучшие результаты», — уверен г-н Соломатин.
Валерия Комиссарова