Ассоциация «Электронные деньги» предложила внести в законопроект «О национальной платежной системе» ряд пунктов, описывающих правовой статус бесконтактных дебетовых карт. Сейчас наиболее близким аналогом подобных карт являются карты с бесконтактным RFID-чипом, которые используются в качестве билетов в Московском метрополитене. Однако данные карты по закону не могут использоваться для оплаты каких-либо услуг, кроме проезда на общественном транспорте.
Самая известная из бесконтактных дебетовых карт Oyster была создана в 2003 году в Лондоне, и сейчас ею пользуются 34 млн человек и оплачивается более 80% услуг общественного транспорта в Лондоне. В других мировых мегаполисах системы, подобные Oyster, позволяют делать мелкие покупки в магазинах шаговой доступности, оплачивать вход в музеи, расплачиваться на бензоколонках. Также подобные карты могут служить идентификатором личности — по аналогии с российской социальной картой москвича.
«Общий объем рынка данной услуги настолько огромен, что его довольно трудно представить: транспорт, оплата парковок, бензина, в перспективе — товаров и услуг. Если сложить все эти виды торговой деятельности, то рынок может как минимум превысить 10 млрд руб. в год, — говорит президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута. — Нужно проанализировать, как действующий проект закона «О национальной платежной системе» будет регулировать такую услугу, как «локальные» электронные кошельки, и нужно ли прописывать какие-либо дополнительные регулирующие требования».
Председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов считает, что следует внести несколько изменений в законопроект «О национальной платежной системе»: «На данный момент там прописано, что все транзакции по электронному деньгообороту должны учитываться и проходить через центральный сервер, на котором хранится информация по счетам пользователей. Новая же услуга не предполагает постоянную связь валидатора (устройства, считывающего данные о количестве денег на счете. — РБК daily) с Интернетом, что уменьшит его себестоимость, а следовательно, отразится на общей стоимости услуг».
ВИТАЛИЙ ПЕТЛЕВОЙ