Базовые принципы взаимодействия включают себя пять пунктов: это разумная открытость цифровых платформ (в частности, свободный доступ к информации о том, как происходит ранжирование результатов поиска); нейтральное отношение ко всем сторонам рынка; обеспечение самостоятельности пользователей платформ при взаимодействии с ними. Участники также должны не допускать «расширительных и двусмысленных» формулировок в правилах работы цифровых платформ и способствовать обеспечению прав пользователей платформы, в том числе путем рассмотрения их обращений и предоставления им полных ответов.
Базовые принципы учитывают особенности цифровых рынков и их инновационного развития. Они направлены на создание института саморегулирования, когда участники рынка добровольно, руководствуясь принципами, не осуществляют недобросовестных практик по отношению к потребителям, конкурентам и другим лицам, сообщили «Известиям» в ФАС. Кроме того, принципы фокусируются не только на рисках, связанных с конкуренцией, но и на защите прав потребителей. По мнению антимонопольной службы, в настоящее время на цифровых рынках наиболее эффективным является сочетание государственного регулирования и саморегулирования.
Фактическое применение антимонопольного законодательства в отношении антиконкурентных практик, в том числе со стороны цифровых платформ, остается важным аспектом регулирования цифровых рынков, подчеркнули в ФАС.
«Базовые принципы — это важный документ, который показывает зрелость национальной IT-отрасли. Учитывая, какое влияние цифровые компании оказывают на общество, важно иметь правильные ориентиры. При этом «мягкое» регулирование выглядит наиболее эффективным», — рассказал «Известиям» директор по правовым вопросам и взаимодействию с органами власти компании «Авито» Виктор Топадзе.
В Ozon считают, что для формирования открытых условий ведения бизнеса деятельность цифровых платформ должна основываться на общих правилах разумности и добросовестности, уже закрепленных в «Принципах взаимодействия участников цифровых рынков». Именно этот документ может закрепить основные добросовестные и недобросовестные практики на цифровых рынках, а также механизм рассмотрения отдельных спорных вопросов на базе Экспертного совета ФАС, отмечают в компании.
Заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ Олег Москвитин считает, что саморегулирование (особенно с безусловным сохранением возможности применения государством всех инструментов антимонопольного воздействия к правонарушителям) — это предпочтительный путь развития цифровых рынков. Он подчеркнул, что игроки рынка доказали на конкретном недавнем примере мирного урегулирования спора с «Яндексом», что можно самостоятельно выстраивать эффективные взаимоотношения.
В ноябре прошлого года «Яндекс» заключил мировое соглашение с ФАС и коалицией IT-компаний по делу о «колдунщиках» — интерактивных виджетах, появляющихся на странице результатов поиска. По версии обратившихся в антимонопольное ведомство компаний, холдинг показывал в «колдунщиках» преимущественно собственные сервисы, что делало их более заметными для пользователей.
«Колдунщиками» называют интерактивные ответы на запросы пользователей. Технически они могут быть настроены для использования не только принадлежащими «Яндексу» сервисами. Однако, по словам участников рынка, сторонним компаниям доступ к ним не предоставляется.
В августе 2020 года Avito, IVI, Profi.ru, Zoon, «Дром», «Циан», «Туту.ру» и 2ГИС обращались в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. В «Яндексе» утверждали, что виджеты являются международным отраслевым стандартом и не имеют преимуществ перед обычными результатами поиска.
В апреле 2021 года ФАС возбудила дело против «Яндекса» за неисполнение требований к инструментам выдачи в поиске.
19 января 2022 года ФАС, зявители по антимонопольному делу и «Яндекс» заключили мировое соглашение. Ранее в тот же день стало известно, что в обогащенных ответах — специальных выделенных блоках «Яндекса» — «колдунщиках» — начали появляться сторонние сервисы. Компания уже протестировала интеграцию в них электронных книг с «Литрес», mybook и book24, объявлений об услугах с Profi.ru и YouDo, вакансий hh.ru, фильмов с Okko.