КБ «ГеоСтар навигация» (входит в ГК «М2М телематика») стала одной из всего лишь двух российских компаний, осуществляющих реальные разработки новых поколений навигационных приемников ГЛОНАСС/GPS с улучшенными потребительскими характеристиками (чипсет «ГеоС-3», начало производства 1 квартал 2012 г.). Во многом именно благодаря усилиям «М2М телематики» в 2010 г. такая продукция как двухсистемные модули и блоки ГЛОНАСС/GPS по цене практически сравнялась с GPS решениями.
Согласно аналитическому отчету, в 2010 г. рост объемов поставок бортового оборудования с функцией навигации составил 275 % или около 360 тыс. единиц, при этом, объем поставок двухсистемного оборудования ГЛОНАСС/GPS из этого числа составил более 100 тыс. единиц. Что касается распределения рыночных долей, то в сегменте поставок бортового оборудования ГЛОНАСС/GPS в 2010 г. ГК «М2М телематика» выступает отраслевым лидером с долей 41 %. При этом, доля «М2М телематики» в сегменте поставок GPS-оборудования достигает 6%, что объясняется принятой стратегией ориентации на двухсистемные решения и приоритетом коммерциализации отечественной системы ГЛОНАСС. В совокупных поставках оборудования GPS и ГЛОНАСС/GPS компания «М2М телематика» занимает ведущие позиции с долей 16, 7 %.
Что касается распределения долей рынка навигационного оборудования, то по заявлениям поставщиков, более 80 % общего объема поставок 2010 г. было осуществлено за внебюджетные средства (около 164 тыс. единиц оборудования, из которых около 46 тыс. единиц были двухсистемными ГЛОНАСС/GPS). По результатам отчета, компания признана наиболее активным поставщиком совмещенного оборудования ГЛОНАСС/GPS за счет внебюджетных средств с долей 83, 7 %.
Что касается трендов развития российского рынка спутниковой навигации, то исследователи отмечают, что рост спроса на свою продукцию ощущают только крупные игроки рынка систем мониторинга транспорта за счет более агрессивной маркетинговой политики и возможностей предоставления навигационного оборудования в бесплатное тестирование. Кроме того, выгоды от телематических услуг пока более очевидны для крупных компаний за счет эффекта масштаба, в то время как малый и средний бизнес либо пока не осведомлены о возможностях спутниковой навигации (экономия топлива в среднем 20 %, срок окупаемости системы 3-5 месяцев) либо не испытывает в этом потребности («серые» схемы ведения бизнеса).
Тем не менее, аналитики отмечают перспективы и возможности для дальнейшего роста навигационного рынка России, как в государственном секторе вследствие активного административного регулирования отрасли так, и в бизнес-сегменте. В то же время, на навигационном рынке открывается «окно возможностей» для создания крупных бизнесов с опорой на российскую систему ГЛОНАСС и российский навигационный рынок (140 млн человек и 40 млн автомобилей). Однако, нужно не упустить это время - «окно возможностей» может закрыться уже через 3-4 года как вследствие выхода на рынок новых ГНСС – европейской системы Galileo и китайской Beidou, так и вследствие широкого интереса к ГЛОНАСС со стороны западных разработчиков.