Проект программа «Цифровая экономика», подготовленная весной Минкомсвязи по поручению президента Владимира Путина, содержал раздел «Умный город». Летом данный раздел был значительно расширен, однако в последний момент – перед утверждением программы – неожиданно исключен из программы. Наша редакция публикует материалы, основанные на содержимом данного раздела.
В начале 2018 г на федеральном уровне должен быть создан специализированный институт – Центр компетенций «Умный город» - с функциями координации, контроля и методической поддержки реализации соответствующих мероприятий.
У данного центра будет установлено информационное взаимодействие с региональными центрами трансфера технологий и центрами по защите интеллектуальной собственности при городских администраций в ВУЗах и крупных компаниях-налогоплательщиках, а также с ведущими международными и зарубежными национальными организациями по тематике «умных» городов.
Центр должен будет участвовать в выработке стандартов и иметь льготный доступ к международным базам знаний и рейтинговым системам по направлению «Умный город». В 2020-22 гг будет разработан национальный пакет стандартов по направлению «умный» город и обеспечено его продвижение на международных площадках по стандартизации в данной сфере.
Раздел «Умный город» предполагает создание и ежегодную актуализацию детализированной концепции «50 умных городов России». До конца 2018 г будет проведено исследование различных аспектов жизнедеятельности российских городов: экологического, социально-демографического, климатического, криминогенной обстановки, городской инфраструктуры, экономического и т.д
Будут определены основные категории российских городов для более сфокусированной постановки задач. Затем во взаимодействии с субъектами РФ и соответствующими органами местного самоуправления будет определен перечень из 50 российских городов различных категорий, участвующих в данной концепции.
Также должен быть сформирован перечень ключевых цифровых технологий, необходимых для реализации мероприятий в «умных» городах». Вместе с концепцией «умных» городов будет разработана онтологическая модель деятельности «умного» города, представляющая структурированное описание объектов/субъектов «умного» города и отношений между ними в процессе делового оборота в пространстве и во времени.
В онтологическую модель будет включена система базисных концептов и понятий, необходимых для разработки стандартов, методик и рекомендаций по системе показателей «умного» города. При разработке модели будет учитываться необходимость ее гармонизации с принятыми международными стандартами и глоссариями в сфере «умных городов».
Также планируется разработка система показателей и методика оценки эффективности развития «умных» городов в РФ с учетом международных стандартов и рейтингов по данному направлению. Нормативно будут утверждены требования по предоставлению в Центр компетенций «Умный город» местными администрациями информации, необходимой для мониторинга эффективности развития «умных» городов РФ
Будут разработаны и внедрены инструменты мониторинга эффективности реализации концепций «50 умных городов России» и удовлетворенности и ожиданий граждан, использующие информационные ресурсы органов власти всех уровней, а также любые источники информации в интернете, включая социальные сети и платные базы данных.
Авторы программы планируют повысить качество управления городскими ресурсами, услугами и безопасностью путем внедрения интегрированных цифровых платформ управления городскими ресурсами – платформ «умных» городов, интегрирующих информационные потоки от различных городских инфраструктур в целях поддержки принятия решений местными администрациями.
С этой целью во II квартале 2018 г будет проведен анализ существующих на отечественном и зарубежном рынках разработок и перспективных технологий для управления городскими ресурсами на территории РФ. Позднее будет разработана и утверждена концепция интегрированной цифровой платформы, включающая опорную онтологическую модель управления городскими ресурсами, услугами и безопасностью, типовую функциональную архитектуру, типовую организационную модель внедрения и эксплуатации.
В 2019 г будут разработаны и утверждены требования к обеспечению безопасности и бесперебойному функционированию решений по управлению городскими ресурсами на территории РФ и их дальнейшей поддержке, в том числе в части локализации соответствующих зарубежных разработок. Также будет внедрено нормативное определение и меры государственного регулирования оборота технологических данных и инфраструктуры технологических данных.
В том числе в Законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» будут определены понятия «технологические данные» и «инфраструктура технолоогических данных», а также определен состав инфраструктуры технологических данных. Речь идет о технических средствах (оборудование, осуществляющее сбор данных, каналы связи и центры обработки данных), программные средства, обеспечивающие базовые услуги обработки и передачи технологических данных, а также прохождение управляющего сигнала (платформа индустриального интернета), сервисы и приложения.
Будут установлены требований к техническим и программным средствам инфраструктуры технологических данных, установлены требования к операторам технических и программных средств инфраструктуры технологических данных. В Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» будут внесены изменения в части установления требований об осуществлении сбора, хранения и обработки технологических данных с использованием технических средств, размещенных на территории РФ.
Также будут разработаны и утверждены требования к функциональной архитектуре, архитектуре данных и открытым протоколам взаимодействия с интегрированной цифровой платформой управления городскими ресурсами. До конца 2020 г будет разработан опытный образец интегрированной цифровой платформы и проведена серия «пилотных» внедрений в 10 различных городах РФ с учетом интеграции с существующей инфраструктурой и ведомственными информационными системами.
Планируется также разработать и внедрить в действие меры государственной поддержки внедрения интегрированных цифровых платформ управления городскими ресурсами (субсидии, участие институтов развитии и т.д), а также возможные организационно-правовые формы реализации соответствующих проектов (проектные консорциумы, концессионные соглашения, сервисные контракты, доверительное управление и т.п.).
Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Безопасный город» и Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозах возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН) в городах РФ будут интегрированы с цифровыми платформами управления городскими ресурсами.
До конца 2022 г в 10 городах органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции, будут использовать интегрированные цифровые платформы управления городскими ресурсами и инфраструктурой технологических данных.
До конца 2024 г в 50 городах внедрена интегрированная цифровая платформа управления городскими ресурсами, с которой будут интегрированы КСЭОН и АПК «Безопасный город». С помощью данной платформы будет приниматься не менее половины решений в соответствующих городах.
Также авторы программы планируют обеспечить открытость, качество и восстребованность городских данных для всех категорий потребителей. Во II квартале 2018 г будет проведен анализ существующих наборов «открытых данных», размещенных на порталах региональных и муниципальных органов власти, и создаваемых на их основе сервисов.
Также будет проведен анализ зарубежных практик разработки приложений, использующих «открытые данные» для широкого круга лиц. Ко II кварталу 2019 г органы местного самоуправления будут обязаны использовать опубликованные ими же массивы «открытых данных» как первичные источники информации для принятия решений.
До конца 2020 г будет предоставлен открытый доступ («открытые данные») к городским информационным ресурсам с учетом требований к защите государственной тайны, персональных данных и иных требований по безопасности, в том числе через программный интерфейс.
В 2022 г будут разработаны и внедрены меры по стимулированию отечественных разработчиков к созданию на основе городских данных различных цифровых сервисов и приложений (включая сайты в сети интернет и мобильные приложения). А в 2023 г будут проработаны и введены в действие правовые и технологические механизмы легитимного и безопасного доступа заинтересованных частных и публичных лиц к непубличным данным, не подлежащим опубликованию в открытом доступе.
Авторы программы надеются, что благодаря принятым мерам до конца 2024 г количество пользователей цифровых сервисов, функционирующих с использованием городских «открытых данных», составит не менее 15% от общего числа городского населения.
В «умном» городе должны быть созданы благоприятные условия для развития высокотехнологических компаний, основным направлением деятельности являются цифровые технологии. Во II квартале 2018 г будет проведен анализ существующей инновационной инфраструктуры российских городов и возможностей ее развития.
До конца 2018 г будут разработаны меры, обеспечивающие рост количества специалистов в области ИКТ, занятых в экономике городов, и меры по стимулированию изобретательской активности в городах. Также планируется разработать методические рекомендации по формированию центров по защите интеллектуальной собственности при поддержке городских администраций в ВУЗах и крупных компаниях-налогоплательщиках
В 2019 г будут скорректированы стратегии государственных институтов развития с учетом необходимости стимулирования развития и поддержки отечественных инновационных компаний, развивающих технологии «умного» города, индустриального интернета (в том числе технологии интеллектуальных транспортных систем, информационного моделирования, а также внедрения интеллектуальной инфраструктуры в ЭКХ и энергетике) и улучшения инновационной инфраструктуры российских городов.
К концу 2024 г в 50 городах при поддержке городских администраций будут действовать 1 – 2 центра по защите интеллектуальной собственности (в каждом городе) в ВУЗах и крупных компаниях-налогоплательщиках. В аналогичном числе городов появятся промышленные кластеры и технопарки (не менее 1 в каждом городе), в том числе обладающие инфраструктурой для ускоренного создания и проведения испытаний прототипов и опытных образцов (партий) инновационной или высокотехнологической инфраструктурой.
Авторы программы считают необходимо повысить цифровую грамотность муниципальных служащих и простимулировать городские власти к внедрению цифровых технологий. До конца 2018 г должны быть утверждены изменения в существующие профессиональные стандарты муниципальных служащих с учетом требований к навыкам по работе с данными.
На конец 2019 г в 50 городах будет использовать обновленный профессиональный стандарт специалиста по работе с данными на муниципальной службе с учетом требований по работе с данными. Также в этих городах будет разработана и внедрена система непрерывного обучения муниципальных служащих по применению цифровых технологий и внедрена система мотивации для руководителей городских администраций и мэров городов, учитывающая результаты деятельности по внедрению цифровых технологий.
В III квартале 2020 г будут внедрены меры по повышению уровня цифровой грамотности муниципальных служащих и созданию привлекательных условия работы в муниципалитетах для специалистов в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Авторы надеются, что российские «умные» города смогут заняться достойные места в соответствующих международных рейтингах. С этой целью до конца 2018 г будут разработаны и доведены до субъектов РФ и органов местного самоуправления рекомендации по участию в индексах и рейтингах по направлению «Умный город» с учетом их специфики.
В 2019 г российские города будут участвовать в наиболее авторитетных международных рейтингах и индексах по направлению «Умный город». А совместно со странами-членами Евразийского экономического содружества (ЕАЭС) будет разработан и внедрен рейтинг «Умных городов» на пространстве ЕАЭС.
В 2020 г не менее 5 российских городов войдут в ТОП-10 рейтинга «Умных городов стран ЕАЭС». А в 2024 г не менее 8 городов войдут в ТОП-50 приоритетных международных рейтингов «Умных городов».