6 марта закончится общественное обсуждение проекта постановления правительства РФ "Об утверждении Программы экспериментального правового режима в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве в сфере цифровых инноваций по направлению предоставления государственных услуг в строительстве".
Предметом экспериментального правового режима является внедрение новой цифровой технологии "Цифровая площадка взаимодействия участников строительства", обеспечивающей предоставление государственных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в форме комплексных услуг в строительстве.
В пояснительной записке сказано, что экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций могут устанавливаться по предоставлению государственных и муниципальных услуг и осуществлению государственного и муниципального контроля.
Пресс-служба Минстроя России сообщила корреспонденту ComNews, что целью проекта программы является установление специального регулирования условий экспериментального правового режима по указанному направлению предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства на территории города Москвы. "Начало процесса создания площадки, вопрос проведения тендера по выбору компании и прочего, утверждение финансирования вышеуказанной программы возможно после утверждения данного проекта постановления правительством РФ", - ответили в министерстве.
Эксперт в сфере государственных ИТ Альберт Бертяков отметил, что в России крайне редко думают на тему финансовой эффективности ИТ-решений. "Аббревиатуру ROI (Return On Investments, окупаемость - прим. ComNews) стали забывать - я встречаю ее все реже. Как правило, ROI волнует представителей бизнеса, в государственных ИТ об окупаемости вообще практически не говорят. Главный финансовый критерий в государственных ИТ - полнота расходования бюджетных средств, но не их окупаемость. Если не израсходовал все запланированные средства - значит, неэффективно планировал и расходовал, - поясняет он корреспонденту ComNews. - Представители госструктур предпочитают говорить об ускорении процессов оказания услуг, сокращении времени оформления документов и т.п. Но если такое ускорение реализовано только на одном или нескольких этапах большого процесса, а остальные этапы остались в первобытном состоянии, то самая высокая эффективность отдельных этапов сводится на нет. Что мне с того, что я могу оформить какой-то пакет документов за три дня вместо месяца, если потом с оформленным пакетом документов я потеряю не меньше времени, чем раньше, общаясь с неохваченными ИТ-оптимизацией инстанциями? Еще и подлаживаться под эти инстанции придется, изготавливая бумажные распечатки электронных документов, потому что с другими они не работают. Общее резюме такое: любое фрагментарное улучшение, наверное, неплохо, но значимый эффект достигается только в сквозных решениях, охватывающих процесс(ы) от начала до конца".
Директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании "Техносерв" Андрей Шуравин уверен, что такие платформы в первую очередь решают задачи эффективного контроля государства над отраслью. "Меры должны положительно повлиять как на сокращение общих сроков строительства, так и на снижение злоупотреблений и коррупции в данной сфере. Стоимость подобных проектов обычно колеблется от нескольких сотен миллионов до 1 млрд руб. Строительная отрасль всегда была под контролем и исторически является зрелой с точки зрения сопутствующих процессов. Очевидно, это и послужило тому, что ее выбрали для отработки цифровых инноваций. В случае успеха, думаю, нас ждет появление аналогичных платформ и в других сферах народного хозяйства", - прокомментировал Андрей Шуравин.
Руководитель направления "Цифровые процессы" ИТ-компании "Крок" Виктор Смирнов поддерживает инициативу с экспериментами по развитию сервисов на базе Единой цифровой площадки для взаимодействия участников строительства. "В том числе потому, что это может заметно ускорить строительство жилья или социальных объектов в стране. Для B2B-процессов польза тоже очевидна. Благодаря такой системе застройщики в разы быстрее смогут получать разрешение на строительство. Это как сервис госуслуг, в котором через систему "одного окна" можно получить комплексную услугу - без лишней бумажной волокиты. Этот опыт можно тиражировать и в строительстве, чтобы через личный кабинет застройщика организации могли получить доступ ко всем сопутствующим ведомствам и заказать ту или иную услугу. При этом важным фактором при создании таких сервисов является необходимость построения карты пользовательского пути и вообще управление клиентским опытом, - считает Виктор Смирнов. - Такой подход позволяет делать удобные сервисы, которые будут экономить существенные объемы средств и времени. В строительной отрасли уже есть несколько площадок, которые частично освобождают застройщиков и инвесторов от излишних бюрократических ограничений. Например, проект "Строим просто". Единая цифровая площадка для взаимодействия участников строительства может стать логичным развитием подобных инициатив, что поможет снять обременение с бизнеса".
Директор по развитию бизнеса Softline в нацпроекте "Цифровая экономика" Сергей Сошников отметил, что за последние два года само понятие платформы претерпело множество изменений. "Сегодня практически ни один проект в области цифровизации не обходится без заявлений о необходимости создания цифровой платформы, чтобы улучшить взаимодействие государства и отрасли. Требующиеся улучшения можно поделить на две большие группы - качество диалога и скорость реакции.
На мой взгляд, наиболее эффективным примером платформы, с некоторыми допущениями и оговорками, можно считать комплексные сервисы портала Госуслуг, во многом за счет того, что в цифровом пространстве легче осуществляется управление запросами, быстрее принимаются решения и существенно экономится время. Очевидно, что каким бы эффективным ни был этот проект, его все равно требуется непрерывно совершенствовать. Когда ФОИВу требуется сузить область применения платформы и описать потенциальные сценарии использования нововведения, то мы можем наблюдать гранулирование больших амбиций до конкретных действий и областей. И в случае с Минстроем фокус должен быть направлен скорее не на создание платформы улучшения оказания услуг, а на масштабный пересмотр всего комплекса взаимодействия органа власти и игроков индустрии, чтобы совместно выработать общие правила работы над проектами в сфере строительства. И тут возникает вопрос, как подобные изменения повлияют на сложившийся диалог между государством и отраслью. Все проблемные зоны, описанные в проекте постановления, совершенно не новые и давно уже поднимаются в рамках столов по цифровизации госуправления, - подчеркнул Сергей Сошников. - В России в целом проблема в автоматизации и развитии отраслевых платформ стоит не так остро, как о ней говорят. Чаще ситуация выглядит так, что есть ресурс для создания систем и платформ, но нет понимания, какие все же задачи будут решены и какие качественные улучшения будут достигнуты".
Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал думает, что цифровая площадка для взаимодействия участников строительства станет логичным продолжением программы цифровизации государства. "Важно, что услуги в цифровом виде будут предоставляться гораздо быстрее, нежели при офлайн-обращении. Клиент может одномоментно собрать пакет документов для получения не одной, а сразу нескольких государственных услуг в строительстве, а также сопутствующих услуг, которые важны для осуществления основной деятельности. Создание площадки может обойтись в 250-350 млрд руб., - оценивает он. - В будущем также потребуются вложения в ее ежегодную работу и совершенствование сервисов, в том числе закупку нового оборудования и обучение сотрудников".
Преподаватель кафедры теории и практики университета "Синергия" Марина Садовникова считает, что цифровые площадки, используемые на данный момент для взаимодействия предприятий строительной отрасли с государством, показали себя неплохо. В качестве примера она приводит Единую информационную систему в сфере госзакупок. "Конечно, везде есть свои плюсы и минусы. Однако тот факт, что всю необходимую информацию, документы, государственные услуги можно будет оперативно получить на одной площадке, делает идею привлекательной для предприятий строительной отрасли. Это сократит временные потери как со стороны строительных предприятий, так и со стороны государства, а также оптимизирует работу с необходимыми для строительства документами, на что сейчас зачастую уходит много времени и сил. С одной стороны, создание подобной площадки упрощает жизнь строительным предприятиям, делая более удобными и оперативными многие важные процессы взаимодействия с государством. С другой стороны, существование подобной платформы не является критическим фактором эффективного взаимодействия. Резко "закатывать" под цифровую площадку все процессы было бы опрометчиво, поэтому формат экспериментального режима является более чем обоснованным. Цифровая площадка имеет все шансы стать удобным инструментом взаимодействия строительного бизнеса и государства, но проблема автоматизации таких процессов на данный момент не является острой и требующей быстрых решений", - прокомментировала Марина Садовникова.
Юлия Мельникова