Московский «Билайн» «скрестил» 3G с Wi-Fi

Сотовый оператор «ВымпелКом» («Билайн») запустил тестовую зону Wi-Fi в московском метрополитене.

Несколько дней назад пассажиры столичной подземки, не выключающие свои мобильные гаджеты из режима Wi-Fi, с удивлением обнаружили на их экранах наряду со списком служебных сетей имя сотового оператора. Объясняется все достаточно просто – это «Билайн» начал тестирование своей опытной Wi-Fi-зоны. На самом деле, назвать этот проект зоной можно весьма условно – соответствующее оборудование установлено на двух составах, безостановочно курсирующих по Сокольнической линии. В каждом из их вагонов за торцевой фальшпанелью размещен роутер, принимающий сигнал сотовой сети «Билайна» и раздающий его в диапазоне Wi-Fi. В результате канал 2G/3G делится между пользователями, подключающимися к мобильному Интернету с помощью сотовых устройств, и данными роутерами. В свою очередь, канал с роутера раздается всем владельцам Wi-Fi-девайсов, которых к нему может подключиться одновременно около 20, поэтому говорить об особо высоких скоростях здесь не приходится, так как ресурс делится на всех.

В нынешнем варианте «Билайн» использует стандартные роутеры и модемы, неприспособленные специально для работы в метро. В дальнейшем предполагается применять специализированные защищенные устройства. В настоящее время тестируется оборудование нескольких производителей, но ни о каких договоренностях с ними речь сейчас не идет.

 



Нынешний проект был реализован буквально за неделю – сразу после выдачи разрешения и у оператора не было времени на его детальную проработку. Кроме того, сама Сокольническая ветка является самой старой и к тому же на ней курсирует подвижной состав трех типов.

А чтобы установить оборудование, потребовалось согласование не только с метрополитеном, но и Метровагонмашем – компанией, которая производит вагоны. Кроме того, в метро для запитки оборудования используется нестандартное напряжение 75 вольт. Соответствующие источники удалось отыскать только на одном из предприятий в Санкт-Петербурге.

Также при развертывании данного проекта остро стал вопрос об электромагнитной совместимости роутеров с другим Wi-F- оборудованием, используемом в метрополитене. В частности, речь идет о камерах наблюдения, устанавливаемых в вагонах. Чтобы исключить взаимное влияние, все устройства размещают в противоположных концах вагона и используют для их работы разные частотные каналы.

На качество услуги самое непосредственное влияние оказывает сотовый сегмент оператора в метрополитене. Сегодня у «Билайна» покрытие 2G/3G имеется не только на станциях, но и в перегонах: из 162 подземных перегонов только четверть (всего 42) не обеспечены связью.

 



Для засветки тоннелей используется излучающий кабель, которого уже проложено более 520 километров. Такой охват привел к тому, что за последний год трафик в метро у оператора вырос в 20 раз. Для того чтобы покрыть оставшиеся места, по словам директора по маркетингу «Билайна» в Московском регионе Анатолия Сморгонского, оператору может потребоваться от 80 до 200 млн рублей. Эта сумма включает в себя расходы на оборудование и его монтаж. Но дальнейшее улучшение покрытия сотовых операторов в метрополитене сейчас находится под вопросом, и происходит это по двум причинам. Во-первых, метрополитен, что называется, задрал арендные ставки на уже имеющиеся площадки. И, во-вторых, он просто не дает разрешение на установку нового оборудования. По крайней мере, так заявляют в «Билайне».

Оператор согласен оказывать услуги своей Wi-Fi-сети бесплатно, но, в свою очередь, ожидает соответствующих преференций от метрополитена, в частности, скидок на аренду и электричество.

Мало того, «Билайн» готов пустить в свою сеть всех желающих, а не только своих абонентов. Правда, здесь встает вопрос безопасности и аутентификации пользователей. Но оператор заявляет, что особых проблем в этом не видит. Так, владельцы всевозможных iPad и iPhone будут идентифицироваться по SIM-карте. В других случаях, возможно, придется использовать привязку по МАС-адресу.



Вопросами безопасности в столичном метрополитене объясняют и свой отказ выдать разрешение на развертывание Wi-Fi-сетей не только в вагонах, но и на станциях – пассажиры не должны задерживаться на станциях. Правда, в 2005 – 2008 гг. «Комстар-ОТС» (сейчас входит в группу МТС) успел таки покрыть три центральные станции метро, но на этом дело и закончилось (интересно, что данным проектом тогда занимался специалист, ныне строящий Wi-Fi-сетку «Билайна»).

Кроме того, МТС недавно установила оборудование для организации доступа к Интернету по технологии Wi-Fi во всех составах Кольцевой линии московского метрополитена и в настоящее время завершает тестирование услуги в закрытом для пассажиров режиме. По словам пресс-секретаря МТС Валерии Кузьменко, оператор совместно с департаментом информационных технологий Москвы планирует запустить пилотные зоны Wi-Fi для пассажиров в ближайшее время.

Меньше всего из операторов «большой тройки» повезло «МегаФону», который намеревался развернуть опытную зону по тестированию Wi-Fi на участке между станциями «Менделеевская» и «Серпуховская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Ему было отказано в реализации данного проекта. Связано это, видимо, с тем, что для этого оператору потребовалось бы установить в тоннелях дополнительное оборудование, а, как уже говорилось выше, руководство подземки сегодня не идет на подобные действия.

На самом деле Wi-Fi в метро сотовым операторам нужен как «пятое колесо» «вагонам голубых экспрессов». Это скорее социальный заказ от руководителей города, а не бизнес-проект, который напрямую может приносить им какую-то выгоду.

Тем временем, по слухам, 27 февраля 2012 года мэр Москвы Сергей Собянин должен погрузиться в глубины московского метрополитена и в числе прочего ознакомиться с одним из имеющихся на сегодня пилотным Wi-Fi-проектом.

Автор: Алексей Новиков.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: Билайн, Билайн Москва, Wi Fi, WiFi, Wi Fi сети, Wi Fi Москва