IT Диалог 2019: «Трудности перевода» госинвестиций в цифровые технологии

Диалог бизнеса и власти на высшем уровне всегда непредсказуем. Особенно когда проект «Цифровой экономики», охватывающий все сферы деятельности бизнеса и индустрии, вступает в стадию, на которой нужно показывать некие позитивные результаты его реализации. Порой кажется, что какие-то важные нюансы обсуждаются не слишком эффективно – например, вопросы обучения чиновников, адекватного финансирования и распределения бюджетных средств. Но возможно, это просто вопрос времени.

Шестой Всероссийский двухдневный форум IT Диалог, состоявшийся на днях в Константиновском дворце в Петербурге, должен был показать, насколько плотно регион охвачен процессами цифровой трансформации, насколько объективно учитываются мнения и сомнения участников этих процессов. Пленарное заседание предсказуемо началось с тезиса о том, что большое количество мнений и сомнений – ключевая характеристика цифровой экономики, и только в диалоге найдется правильный путь к успеху страны и отдельных регионов.

«Трудности перевода» госинвестиций в цифровые технологии – главная тема форума «IT Диалог»

Но далее разговор действительно пошел без лишних взаимных комплиментов. На повестке дня, к примеру, – выполнение планов по построению сетевой инфраструктуры и подготовки кадров. По словам председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Дениса Чамары, с задачей по подключению к Интернету социально значимых объектов (школ, полицейских участков, больниц, муниципалитетов) исполнитель справляется с трудом: до конца 2019 года нужно подключить 20 тысяч объектов и еще 80 тысяч в 2020 году, тогда как в прошлом году было подключено всего чуть более семи тысяч. «Эта серьезная инфраструктурная задача, безусловно, потребует активнейшего содействия региональных властей в процедурах землеотвода, размещения вышек и т. д. Причем региональные компании способны конкурировать с федеральными операторами в борьбе за тендеры», – отметил спикер. 

Есть и позитивная новость: Фонд развития информационных технологий (ФРИТ) намеревается финансировать региональные проекты в части внедрения «сквозных» технологий – в виде грантов на общую сумму 5 млрд рублей по социальному и коммерческому направлениям. Такую же сумму выделит на поддержку региональных проектов фонд «Сколково». Правда, вопрос распределения этих средств нужно начинать решать буквально «уже вчера», и участники рынка выразили сомнения в том, что регионы готовы высказать свои пожелания и предоставить адекватные заявки. В свою очередь, представители регулятора уверили, что привлекают к обсуждению критериев подлежащих субсидированию проектов широкий круг заинтересованных: институты развития, АНО «Цифровая экономика», региональных представителей.

 

«Трудности перевода» госинвестиций в цифровые технологии – главная тема форума «IT Диалог»

 

Важной частью цифровой экономики является перевод в электронный вид большинства государственных услуг для физических и юридических лиц. Здесь достижения более зримы и очевидны, поскольку портал госуслуг существует давно и постоянно пополняется функционалом. Сегодня Минкомсвязи готовит к реализации новый вид услуги – так называемые «суперсервисы», которые представляют собой готовый набор операций, необходимых гражданам в той или иной типовой ситуации. Всего ожидается запуск 25 суперсервисов (пять из них будут внедрены в пилотных регионах уже в июле) и 34 моноуслуг.

 

«Трудности перевода» госинвестиций в цифровые технологии – главная тема форума «IT Диалог»

 

Есть хорошие кейсы и в области рационального использования бюджетных средств. Заместитель Губернатора и заместитель Председателя Правительства Нижегородской области Игорь Носов поделился опытом своего региона, первого в России перешедшего на модельный бюджет. 380 муниципальных образований 52-х районов переведены с муниципального бюджета на модельный, функционирующий на цифровой платформе.  «В ходе этого проекта нам удалось выявить фактические потребности бюджетов муниципального уровня, и за год работы по этой модели нам удалось снизить дифференциацию бюджетной обеспеченности с индекса 7,7 до 1,3», – поделился результатами спикер. Примечательно, что платформа бюджетного управления Нижегородской области использует, в частности, технологию блокчейна для партисипаторного (инициативного) бюджетирования. Руководители региона уверены, что блокчейн (как одна из информационных технологий, а не как инструмент спекуляции и хайпа) дает огромные возможности для повышения эффективности не только бюджетной деятельности, но и вообще государственных услуг в самом широком круге вопросов.

 

«Трудности перевода» госинвестиций в цифровые технологии – главная тема форума «IT Диалог»

 

К слову, партисипаторное  бюджетирование как вектор управления бюджетом и цифрового взаимодействия с населением стало одной из задач развития бюджетного процесса, предложенных подгруппой Государственного совета РФ «Цифровые технологии управления бюджетом». Другие задачи: совершенствование и реинжиниринг существующих бюджетных процессов с учетом ИТ, стандартизация технологий и моделей управления, методологическое и нормативное обеспечение технологий управления бюджетом.

К сожалению, далеко не во всех регионах власть до сих пор готова к цифровизации всего и вся. Академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС при Правительстве РФ Мария Шклярук рассказала о том, что в одном из регионов, где проходил набор управленцев на обучение (уровень от региональных министров до специалистов) треть участников не пользовались электронной почтой; некоторые полагали, что рабочую почту нельзя открыть с домашнего компьютера. Будет ли такой контингент восприимчив к гораздо более сложным вещам, как проектное управление, искусственный интеллект, сквозные технологии?

 

Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС при Правительстве РФ

Мария Шклярук, академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС при Правительстве РФ

 

«Кадры – это один из ключевых вопросов для нас. Мы сейчас пытаемся брать с рынка людей из ИТ-компаний, программистов, которые могут нарисовать интерфейс, сделать дата-аналитику –  а люди не особо понимают, что такое мессенджер, про Excel я вообще боюсь спрашивать...» – поделилась опасениями спикер. Вероятно, впоследствии РАНХиГС не будет принимать на курсы чиновников, не показавших минимальный уровень компьютерной грамотности, а к госслужащим будут применяться квалификационные требования: не умеешь пользоваться цифровыми технологиями – санкции вплоть до увольнения. «Если чиновник способен хотя бы воспользоваться мобильным приложением или ответить на вопрос гражданина по электронной почте – это уже большой шаг к тому, чтобы поменять его культуру восприятия новых технологий, продемонстрировать восприимчивость к инновациям, клиентоориентированность, помочь экономике стать цифровой», – уверена Мария Шклярук.

Интересный обмен мнениями в рамках форума состоялся между двумя ведущими телеком-операторами страны: «ЭР-Телеком Холдинг» и «Ростелеком». Напомним, что две этих компании совсем недавно имели совершенно противоположные подходы к взаимодействию с государством: первая ориентировалась главным образом на бизнес и частных лиц, тогда ка вторая, помимо прочего, взялась за исполнение большинства государственных проектов. С появлением национальной программы «Цифровая экономика» позиция «ЭР-Телеком Холдинг» изменилась, и в ряде проектов – таких, как «Умное освещение» или видеонаблюдение в рамках «Безопасного города», – операторы работают параллельно, в том числе в Петербурге.

 

Андрей Кузяев, президент, генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг»

Андрей Кузяев, президент, генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг»

 

Андрей Кузяев, Президент, Генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг»Андрей Кузяев, Президент, Генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг»

На сегодняшний день мы не видим барьеров во взаимодействии ИТ-компаний с представителями власти: от Правительства, и Администрации Президента до региональных чиновников. Кроме того, создано много отраслевых некоммерческих партнерств – например,  АНО «Цифровая экономика», соучредителями которого стал «ЭР-Телеком Холдинг», – это как раз тот механизм для обмена мнениями между государством и бизнесом, для формирования общего подхода к достижению задач, заявленных в национальной программе.

Проблема в другом: часто хочется объять необъятное на старте. Построение цифровой экономики – очень инертный и сложный процесс, существенные перемены в жизни страны, отдельных компаний, предприятий, образования, здравоохранения, социальной сферы. На это требуется время. Ожидать тотальных изменений прямо сейчас – на мой взгляд, немотивированный оптимизм. Отдельные проекты, конечно, будут давать позитивные результаты, но чтобы всё сложилось в объективную картину, чтобы окончательно решились вопросы структурирования и финансирования проектов, потребуется 5-10 лет. Мы вместе работаем, чтобы этот путь был успешным.

Между тем, компании по-прежнему неодинаково рассматривают вопрос своего участия в стратегическом планировании экономики того или иного региона. «ЭР-Телеком Холдинг» принципиально не подходит к субъектам с предложением разработать стратегию цифровизации, а предпочитает работать с «болевыми точками», то есть с насущными потребностями. «Мы убедились на опыте, что к каждому региону необходимо искать подход, используя те решения, которые в первую очередь необходимы руководству региона и населению. Новые цифровые технологии – это возможность не просто решить конкретную задачу, но и изменить жизнь тысяч людей в короткое время. При этом важны важно не только экономические, но и социальные аспекты. Например, «Умное освещение» – это не просто экономия электроэнергии, но и улучшение видимости. Улицы становятся светлее примерно на 30-40%, сокращается количество наездов на пешеходов и велосипедистов, аварий на дорогах, – считает президент, генеральный директор АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрей Кузяев. – Только практика показывает, какие технологические решения нужны региону. И если решение вызвало интерес  – оно распространяется по всей стране».  За последний год компания заключила соглашения о сотрудничестве с 25 субъектами РФ в разных областях цифровой экономики, и до конца года их количество вырастет до 40.

В отношении регуляторов компания видит проблемы со скоростью проведения государственных закупок (многие инновации за время реализации тендерных процедур теряют всю инновационность, необходимо упростить систему госзакупок) и с целевым инвестированием регионов (субъекты, особенно дотационные, не имеют реальных источников для проведения цифровизации, а программы финансирования не направлены на конкретную цель).

 

Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций по направлению информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Борис Глазков, вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций по направлению информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

 

«Ростелеком», наоборот, от года к году участвует или предлагает свое участие в разработке цифровых стратегий: сегодня компания так или иначе взаимодействуем по этим вопросам примерно с 30 регионами. «Участие в стратегическом планировании конкретного региона необходима нам, чтобы научиться думать с ними на одной волне и смотреть в одну сторону. Цель этого процесса – не только некий принятый документ, но еще и процесс, благодаря которому  сокращается time to market наших продуктов» – уверен вице-президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком», руководитель Центра компетенций по направлению информационная инфраструктура национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Борис Глазков.

Спикер рассказал о деятельности «Ростелекома» и «Ростеха» по координации развития в России прорывных технологических направлений «Цифровой экономики» – в частности, большое внимание было уделено строительству инфраструктуры для 5G и обязательному регулированию этой отрасли, совершенствованию законодательной базы, распределению ресурсов, проблеме выделения радиочастот под 5G.

В связи с этим представители Минкомсявзи пояснили участникам форума, что «пятое поколение связи будет для всех», и никакого «единого инфраструктурного оператора» создаваться не будет.

 

«Трудности перевода» госинвестиций в цифровые технологии – главная тема форума «IT Диалог»

 

Были также названы блоки приоритетных для внедрения в регионах технологий: «Цифровая панель управления городом», «Безопасный район», «Комфортный район», «Цифровой профиль города».

Генеральным партнером форума «IT Диалог» стала компания «ЭР-Телеком Холдинг», стратегическими партнерами – «Ростелеком», ГК «Росохрана» и российский производитель телекоммуницационного оборудования QTECH. Среди партнеров мероприятия – «Билайн», «Лаборатория Касперского», Softline, HP и другие.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: форум, Цифровая экономика