Наиболее свежим взвешенным шагом государства в сфере телеком/ИТ-импортозамещения является решение последнего заседания Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), которое состоялось 23 ноября 2020 г. На пресс-брифинге после этого заседания замглавы Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов сообщил журналистам, что ГКРЧ приняла решение о применении оборудования исключительно российского происхождения для сетей 5G принято во всех частотных диапазонах (см. новость ComNews от 24 ноября 2020 г.). Это заявление произвело переполох на рынке, но протокол решений ГКРЧ, опубликованный лишь на прошлой неделе, расставил все на свои места.
Из решения ГКРЧ от 23 ноября 2020 г. следует, что требование использовать в сетях 5G/IMT-2020 радиоэлектронные средства только российского происхождения относится исключительно к высокому диапазону частот - 24,25-27,5 ГГц. Решением № 20-56-06-1 от 23 ноября 2020 г. ГКРЧ внесла изменения в свое предыдущее решение - № 20-54-02 от 17 марта 2020 г. Выделив в марте 2020 г. полосу радиочастот 24,25-24,65 ГГц неопределенному кругу лиц для создания сетей 5G, а полосу 24,65-27,5 ГГц – совместному предприятию "МегаФона" и "Ростелекома" (ООО "Новые Цифровые Решения") и НИИ радио для опытных зон 5G, ГКРЧ обусловила применение этих диапазонов использованием радиоэлектронных средств (РЭС) российского происхождения при их наличии в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Также ГКРЧ на мартовском заседании зафиксировала, что ввоз РЭС для этих диапазонов на территорию Российской Федерации должен осуществляться в установленном порядке. Согласно изменениям, которые ГКРЧ внесла в это решение 23 ноября, отныне условием создания сетей 5G в диапазонах 24,25-24,65 ГГц и 24,65-27,5 ГГц является "использование радиоэлектронных средств только российского происхождения, включенных в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции" (соответственно, пункт о ввозе РЭС для этих диапазонов из-за рубежа был исключен).
Между тем, 17 марта 2020 г. ГКРЧ определила в качестве перспективных для построения сетей связи стандарта 5G/IMT-2020 диапазоны радиочастот 694-790 МГц, 2300-2400 МГц, 2570-2620 МГц, 4400-4990 МГц и 24,25-27,5 ГГц. Таким образом, для всех остальных полос частот, кроме "миллиметрового" диапазоне 24,25-27,5 ГГц, ГКРЧ не наложила обязательства применения исключительно отечественных базовых станций.
"ГКРЧ проявила взвешенный подход, наложив обязательства по использованию отечественного оборудования 5G только для высокого диапазона 24,25-27,5 ГГц. Ясно, что в ближайшей перспективе сотовые сети пятого поколения в России будут развиваться за счет рефарминга – переиспользования полос частот, которые уже имеются у операторов и задействованы под предыдущие поколения мобильной связи: 800-900, 1800, 2300-2400, 2500-2600 МГц. Со временем мы рассчитываем на получение хотя бы части "золотого" диапазона 3,3-3,8 ГГц. Во всех этих полосах обязательства применять исключительно отечественное оборудование нет – во всяком случае, пока", - говорит представитель одного из российских операторов "большой четверки".
19 ноября 2020 г. президиум правительственной комиссии по цифровому развитию под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко утвердил дорожную карту развития мобильных сетей связи пятого поколения. Ее исполнителями назначены ГК "Ростех" - в части
создания российского оборудования связи 5G, и ПАО "Ростелеком" — в части построения сетей связи 5G и развития сервисов на их основе. На эти цели правительство выделит 21,463 млрд рублей из федерального проекта "Цифровые технологии", причем все эти средства получит "Ростех" - в качестве целевой субсидии на производство российского оборудования связи для сетей 5G в 2021-2024 гг. "В дорожную карту, которую мы утвердили, заложены принципы импортозамещения. Это даст загрузку российской промышленности, а также поспособствует ее технологическому росту", - заявил тогда Дмитрий Чернышенко. "Ростех" считает эту дорожную карту обязательством для сотовых компаний покупать исключительно отечественное оборудование 5G, но представитель другого оператора "большой четверки" подчеркивает, что дорожная карта является производственной программой для российской промышленности (прежде всего, оборонки), а провайдеры услуг мобильной связи вольны приобретать его или не приобретать в зависимости от качественных характеристик и цены.
Решение ГКРЧ от 23 ноября 2020 г. – далеко не единственный пример взвешенного подхода российских регулирующих органов в сфере ИТ и телекома к импортозамещению. Так, в начале ноября 2020 г. Минцифры предложило обязать владельцев объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) переходить на преимущественное использование российского программного обеспечения (ПО) с 2024 года, а на российское оборудование - с 2025 года. Это было отражено в проекте указа президента, опубликованного на портале нормативно-правовых актов. Первый вариант указа, обнародованный в мае 2020 г., предусматривал переход объектов КИИ на российский софт с 2021 года, а на российское оборудование - с 2022 года.
Этот перенос инициировала Ассоциация банков России, а следом и Банк России – они указывали, что переход объектов КИИ на отечественный софт и "железо" в сжатые сроки повлечет существенные траты. Банкиры также указывали, что в настоящее время у отечественных производителей отсутствует необходимое оборудование. При этом Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает нереалистичными даже сроки 2024-2025 гг. РСПП указывает, что менять действующее оборудование на отечественное нужно поэтапно, с учетом сроков износа имеющегося, а ПО требует адаптации к оборудованию, поэтому устанавливать для него срок ввода раньше, чем для "железа", нелогично.
Еще одним проявлением взвешенного подхода регуляторов к импортозамещению стала инициатива Минцифры, которое в середине ноября 2020 г. предложило отменить требование российского правительства к 2020 г. обеспечить совместимость всех государственных информационных систем (ГИС) с альтернативным офисным ПО. Несмотря на то, что на рынке присутствуют как минимум два российских пакета офисных программ – "Р7-Офис" и "МойОфис" – отраслевое министерство констатировало, что другие федеральные органы исполнительной власти недостаточно эффективно сообщали ему о потребностях в офисном (и антивирусном) ПО, что делало невозможной централизованную закупку лицензий. Кроме того, Минцифры столкнулось с длительным процессом передачи лицензий в другие ведомства, а также с отсутствием централизованных инструментов мониторинга даты активации и объема использования лицензий на стороне органов власти, что привело к сокращению сроков полезного использования ПО.
Две автономных некоммерческих организации - Консорциум "Вычислительная техника" (АНО "ВТ") и Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (АНО "ЦКИТ") – в начале декабря 2020 г. предложили правительству РФ вернуться к теме использования в ГИС российского ПО и отечественной радиоэлектронной продукции – но уже в реалистичные сроки: в период до 2024 г. и в перспективе до 2030 г.
Неделю назад Госдума приняла законопроект, который переносит срок обязательной предустановки российского ПО на продаваемые в России отдельные виды технически сложных товаров с 1 января на 1 апреля 2021 г. (см. новость ComNews от 10 декабря 2020 г.). Депутаты откликнулись на просьбу, которую в ноябре 2020 г. сформулировала Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) в письме вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. В том обращении АПКИТ констатировала, что еще не определены порядок установки отечественных программ, типы устройств, на которые их нужно ставить, возможность продажи ранее ввезенной в страну электроники без российского программного обеспечения, а даже также полный перечень таких приложений. АПКИТ предупреждала, что из-за правовой неопределенности производители не успеют к 2021 г. обеспечить установку российского ПО на все устройства. С тех пор не все вопросы получили ответ: например, 8 декабря президиум правительственной комиссии по цифровому развитию, одобрил перечень российского ПО для предустановки на гаджеты, но полный перечень (включающий 10 аудиовизуальных сервисов) и его окончательное утверждение запланировано на середину декабря.
Для того, чтобы завершить 2020 год на позитивной либеральной волне, Госкомиссии по радиочастотам осталось удовлетворить просьбу российской Ассоциации участников рынка интернета вещей (АИВ) о переносе срока обязательного использования в сетях IoT базовых станций отечественного производства на декабрь 2021 г. Два года назад, 24 декабря 2018 г., ГКРЧ дополнила условия использования для полос радиочастот 864-865 МГц, 866-868 МГц, 868,7-869,2 МГц таким требованием (решение ГКРЧ №18-48-06, п. 22): "С 1 декабря 2020 г. допускается использование базовых станций, произведенных на территории РФ, которым присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП)". Именно в этих полосах частот работает большинство сетей интернета вещей (IoT).
АИВ еще в сентябре 2020 г. направила просьбу о переносе этого срока на год, обосновывая тем, что у производителей было неполных полтора года на разработку, тестирование, выпуск, оформление документов на получение ТОРП и саму процедуру включения в реестр – с учетом того, что постановление правительства РФ, в котором зафиксирован порядок получения статуса ТОРП (№878) появилось только 10 июля 2019 г. Кроме того, директор АИВ Андрей Колесников подчеркивал, что и без того сжатые сроки на получение статуса ТОРП для отечественных разработчиков оборудования IoT оказались де-факто еще короче из-за пандемии коронавируса, приведшей к задержкам в работе многих государственных органов и рыночных механизмов. Заместитель главы Минцифры Олеги Иванов в ответ сообщил: "Данный вопрос может быть рассмотрен на заседании ГКРЧ в IV квартале 2020 г."
По данным ComNews, заседание ГКРЧ, о котором сообщил в ответе Олег Иванов, назначено на 23 декабря 2020 г. Участники АИВ, среди которых немало отечественных производителей базовых станций IoT, рассчитывают, что Госкомиссия проявит взвешенный подход. "Мы просим отложить вступление в силу пункта 22 решения ГКРЧ №18-48-06, так как в реестре ТОРП на сегодняшний день всего две компании, которые могут устанавливать базовые станции IoT. Этого исчезающе мало для рынка, кроме того, они не закрывают все необходимые функциональные характеристики радиотракта интернета вещей", - обобщил просьбы участников рынка Андрей Колесников из АИВ.
Управляющий партнер аналитической компании АС&М Consulting Михаил Алексеев считает: "Понимая и поддерживая стремление регулятора обеспечить цифровой суверенитет и бесперебойную работу сетей связи для IoT-решений, нельзя отрицать тот факт, что в экстремальной экономической и социальной ситуации, обусловленной пандемией, выполнение ранее предполагавшегося графика импортозамещения может оказаться под угрозой. Если регулятор не проявит должной гибкости, как это было, например, в вопросах замещения программных продуктов, единственным результатом станет остановка поступательного развития сегмента IoT и вынужденное ожидание массового выпуска инфраструктуры российскими производителями".
Леонид Коник