ГИС встанет на пути черных лесорубов

За­коноп­ро­ект, нап­равлен­ный на сох­ра­нение и ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­вание ле­сов, ис­клю­чение слу­чаев не­легаль­но­го ис­поль­зо­вания дре­веси­ны, при­нят Гос­ду­мой во вто­ром чте­нии. До­кумент пре­дус­матри­вает ко­рен­ную мо­дер­ни­зацию сис­те­мы Ле­сЕГАИС (Еди­ная го­сударс­твен­ная ав­то­мати­зиро­ван­ная ин­форма­ци­он­ная сис­те­ма уче­та дре­веси­ны и сде­лок с ней) и, ве­ро­ят­но, соз­да­ние но­вой ГИС, ко­торая в ито­ге обой­дет­ся, по оцен­кам эк­спер­та, в бо­лее чем мил­лион руб­лей.

Вчера во втором чтении принят, а также подготовлен к третьему чтению законопроект "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования лесных отношений". В тексте, подготовленном к третьему чтению, написано: "Принят Государственной Думой 20 января 2021 г.".

Инициатива подготовлена во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина. Речь в документе идет о создании электронной системы, которая будет содержать всю информацию об обороте древесины. С помощью такой системы государство усилит контроль за использованием лесов. Кроме того, предлагается запретить находиться в лесах с техникой для вырубки без специальных разрешений, передавать участки леса в субаренду. Разрешительные и отчетные документы по использованию лесов будут формироваться в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней. В этой же системе будут регистрироваться договоры по использованию лесов, сопроводительные документы на перевозку древесины, лесные склады и объекты переработки.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что для обеспечения прослеживаемости оборота древесины и сделок с ней требуется в целом коренная модернизация ЛесЕГАИС. "Она должна стать не просто сводом документированной информации, а юридически значимым инструментом путем подтверждения законности происхождения древесины и сделок с ней… предложены следующие концептуальные положения: создание открытого цифрового геоинформационного ресурса; формирование разрешительных и отчетных документов по использованию лесов в электронном виде в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней; блокировка перевозки либо сделок с древесиной в случае выявления недостоверной информации по объему заготовки древесины, …, создание системы федерального государственного надзора в сфере перевозки древесины, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины, учета древесины и сделок с ней", - сказано в документе.

Законопроектом также вводится такая форма систематического наблюдения за соблюдением лесного законодательства, как административное обследование лесов (по аналогии с административным обследованием земельных участков), позволяющая на основе анализа данных информационных систем, информации, полученной методом дистанционного зондирования и т.п., принимать решения о необходимости проверок.

"Ко второму чтению одобрена поправка, в соответствии с которой информация о лесах будет бесплатной и доступной для граждан и юридических лиц. Данные о лесах планируется размещать на официальном сайте оператора ЛесЕГАИС. Им станет Рослесхоз или подведомственная ему структура", - сообщает пресс-служба Госдумы.

Эксперт в сфере государственных ИТ Альберт Бертяков рассказал корреспонденту ComNews, что ЛесЕГАИС введена в эксплуатацию в 2015 г., оператором является подвед Рослесхоза - "Рослесинфорг". "За почти шесть лет использования ЛесЕГАИС на ее развитие и эксплуатацию потрачено около 1 млрд руб. Это немалая сумма, но и не такая уж большая, если сравнивать с другими ГИС, использование которых обходится в миллиарды рублей ежегодно. Мне пока не очень понятно, будет ли новая ФГИС ЛК разрабатываться отдельно от ЛесЕГАИС или ЛесЕГАИС в итоге будет модернизирована и переименована во ФГИС ЛК. Официальные лица Рослесхоза заявляют о модернизации ЛесЕГАИС, а в законопроекте упоминается об информационном обмене между ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК, то есть предполагается, что ЛесЕГАИС останется, а рядом появится еще и ФГИС ЛК, - объясняет Альберт Бертяков. - Зная, как предпочитают действовать ведомства, предположу, что это будет именно создание новой ФГИС. Но не видя ТЗ на создание ФГИС ЛК, говорить об этом определенно невозможно. Поскольку речь идет о создании ФГИС ЛК уже в 2021 г., наверняка мероприятия по ее созданию и соответствующие бюджеты уже внесены в ведомственную программу цифровой трансформации (ВПЦТ). В соответствии с действующими нормативными документами, утвержденные ВПЦТ практически всех федеральных ведомств должны публиковаться на портале ФГИС координации информатизации, находящейся в ведении Минцифры России. Но пока там опубликовано немногим более 30 ВПЦТ из общего числа в 65-70, и среди них нет ВПЦТ Рослесхоза".

Альберт Бертяков предполагает, что, исходя из общих закономерностей создания больших федеральных ГИС, а также общей тенденции на увеличение ИТ-бюджетов ведомств под флагом цифровизации, создание ФГИС ЛК уже на начальном этапе, в 2021 г., обойдется в несколько сотен миллионов рублей (как минимум 250-300 млн). "А в дальнейшем ежегодные затраты на эту новую ФГИС, с учетом декларируемых задач, которые планируется решать с ее помощью, легко уйдут за миллиардную отметку", - добавляет он.

Владелец IT-legal компании "Катков и партнёры" Павел Катков отметил, что стремление властей поставить государственное управление на рельсы информационных технологий началось не сегодня, это давний вектор. "В его рамках, в частности, создан Единый портал госуслуг, автоматизирована система учета продаж отдельных видов алкогольной продукции, цифровизированы другие правовые институты и системы государственного контроля. Лазейки, конечно, есть, но они лежат скорее в плоскости реализации системы, нежели в области ее цифровизации. Например, определенную опасность представляет создание института "маленьких" представителей любой отрасли и освобождение их от учета в автоматизированной системе: на первый взгляд это льготирование малого бизнеса, однако на деле это может выливаться в стремление и более крупных игроков притворяться таковыми. Думаю, часть проблематики злоупотреблений будет лежать в этой плоскости", - рассказал Павел Катков.

Директор по развитию продаж в государственном секторе компании "Техносерв" Сергей Прошлецов подтвердил: необходимость решения вопроса с прослеживаемостью оборота древесины назрела давно. "Однако важно помнить, что это комплексная задача, и соответственно, требуется создать многофакторную систему, в которой будет учтен ряд направлений - контроль, картирование, спутниковое зондирование, использование дронов, контроль лесовозов, прослеживание всех процедур сделок и т.д. Эффект можно будет получить только при системном подходе, требующем существенного объема работ - как в законодательном плане, так и в реализации положений нормативно-правового акта (НПА). Принятие НПА станет отправной точкой, началом движения в нужном направлении. Объем работ по реализации положений НПА очень значительный. Первым этапом должна стать разработка проектной документации на систему. И на этом этапе было бы логично предусмотреть композирование системы на несколько ключевых составляющих. Например, в нее должен входить учет лесов, лесных участков и обрабатываться информация по всем сделкам, не только первичным. Затем требуется предусмотреть меры объективного контроля и применение современных технологий распознавания, которые дают высокую точность, - например, спутниковое зондирование для сравнения реальных объемов и мест вырубки с разрешенными или использование дронов для обследования. Также при разработке системы нужно учесть организацию контроля за вывозом леса: использование электронных транспортных накладных поможет контролировать законность передвижения лесовозов, а создание системы быстрой проверки обеспечит законодательную базу для взимания штрафов. Также было бы полезно включить в систему возможность использования RFID-меток для древесины ценных пород, это существенно сократило бы количество нелегальных рубок и вывоза", - прокомментировал Сергей Прошлецов.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что сохранение и рациональное использование лесов невозможно без законодательного регулирования работы ведомств, курирующих лесное хозяйство страны, чтобы исключить случаи недобросовестного использования древесины. "С начала текущего года в России запущен эксперимент в четырех пилотных регионах - в Вологодской, Иркутской, Архангельской и Тверской областях, богатых зелеными насаждениями. Эксперты прослеживают оборот древесных ресурсов с помощью электронной системы ЛесЕГАИС: она позволит сделать прозрачным механизм передвижения деревьев, не только больших массивов древесины, но и каждого отдельного дерева, предназначенного для экспорта или внутренней переработки. Электронная система учета древесины позволит сделать информацию о лесах более доступной для граждан и бизнеса, в том числе и через сайт оператора ЛесЕГАИС, а Россельхоз в свою очередь проследит за исполнением федерального законодательства. У регионов будет еще чуть более пяти месяцев, чтобы дополнить и модернизировать систему, которая должна быть запущена уже 1 июля. Это может обойтись бюджету в 180-250 млн руб., плюс ежегодное обслуживание и доработка", - прогнозирует Павел Сигал.

Юлия Мель­ни­кова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: ПО, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, ГИС