ЦССБ спасет суда на внутренних водах

В этом го­ду ком­па­ния "Нав­Ма­рин" про­ведет тес­ти­рова­ние но­вой раз­ра­бот­ки - Циф­ро­вой сис­те­мы свя­зи при бедс­твии на внут­ренних вод­ных пу­тях (ЦССБ). Ис­пы­тания прой­дут ле­том на тер­ри­тории бас­сей­но­вых вод­ных уп­равле­ний. Се­рий­ное про­из­водс­тво сис­те­мы ком­па­ния пла­нирует на­чать в I квар­та­ле 2022 г.

ЦССБ - это цифровая система связи при бедствии, предназначенная для работы на внутренних водных путях РФ (реки, озера). Основное назначение системы - передача и прием сообщений о бедствии с указанием достоверных координат и времени. Основой системы являются УКВ-радиостанции речного диапазона частот со встроенным модемом, формирующим сообщения, ГНСС-приемником, определяющим координаты судна в реальном времени. Сообщения о происшествии с указанием типа бедствия передаются с помощью нажатия на кнопку радиостанции. Передатчик радиостанции автоматически переключится на аварийный канал, и сообщение уйдет в эфир.

Постоянный член научно-технического совета федеральных автономных учреждений "Российский морской регистр судоходства" и "Российский речной регистр", генеральный директор компании "НавМарин" Алексей Мигалин рассказал корреспонденту ComNews, что идея родилась два года назад. "С тех пор этим и занимаемся. Сейчас на внутренних водных путях используется аналоговая связь. ЦССБ работает на аналогово-цифровой связи. Так как разработчиком системы является компания "НавМарин", то пока только наши УКВ-радиостанции (Navcom) соответствуют техническим требованиям цифровой системы связи. Соответственно, только наши радиостанции могут быть подключены к системе. Однако в дальнейшем, думаю, при соответствии технических параметров могут использоваться радиостанции других производителей. Система связи на внутренних водных путях существенно отличается от систем связи на море. На море уже давно используется цифровой формат для передачи экстренных сообщений о бедствии. Наша задача - создать современную систему связи на реках и озерах, вывести ее на качественно новый уровень", - рассказал Алексей Мигалин.

На внутренних водных путях (реки, озера) применяются УКВ-радиостанции речного диапазона 300-300,5 МГц, а также 336-336,5 МГц.

Компания "НавМарин" - член Национальной ассоциации маломерного судоходства. Председатель правления ассоциации Алексей Смирнов пояснил: "Дело в том, что большое количеством капитанов-любителей не обладают опытом и не могут грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях. ЦССБ автоматически передает сигнал в спасательные службы, тем самым ускоряет процесс вызова МЧС на место происшествия. Сейчас если что-то происходит с маломерным судном, нужно куда-то позвонить. Телефон может не быть под рукой, или может не оказаться связи. Новая система снимает эти вопросы, подавая сигнал автоматически. Мы будем всеми возможными путями содействовать продвижению этой системы, мы готовы участвовать в испытании ЦССБ".

Стоимость внедрения ЦССБ так и осталась пока загадкой. Корреспондент ComNews попросил привести Алексея Мигалина примерный расчет стоимости при внедрении ЦССБ. По его словам, чтобы определить стоимость, нужно понять текущее техническое состояние береговых сетей связи бассейновых водных управлений. "Оно сильно разнится. Выскажу мою позицию и оценку. Она может отличаться от других источников. Если брать по пятибалльной системе, где 5 - это то, как должно быть, 1 - это ничего не сделано, то 5 не имеет ни одно бассейновое управление, 4+ имеет "Волго-Балт", 3 - Канал имени Москвы. Остальные каналы - около троечки или двоечки. У всех разная сеть связи. Поэтому затраты на обновление береговых сетей будут разные, и здесь нужно делать исследование. Мы действуем в рамках своих полномочий и готовы предложить инструмент решения проблемы. Поэтому бассейновым управлениям надо определять, в каком состоянии у них сети и сколько им нужно вложений для того, чтобы привести их состояние к оценке 5. На сегодняшний день таких оценок нет ни у одного канала. Как, впрочем, нет и системы передачи сигналов бедствия, она присутствует только в акустическом режиме. То есть если сравнивать с морем, то там применяется цифровая система передачи сигналов бедствия, которая выдает точные, достоверные координаты о месте бедствия. На реке такого нет", - рассказал Алексей Мигалин.

Он также отметил, что система требует финансирования только для государственного сектора. "Установка новых УКВ-радиостанций потребуется, например, на базовых станциях бассейновых управлений. Если говорить про владельцев речных судов, то процесс приобретения радиостанций, подключаемых к ЦССБ, пройдет путем замещения старых аналоговых радиостанций, срок службы которых составляет пять лет. В среднем в год в России продается 2000 радиостанций речного диапазона, и за ближайшие пять лет, думаю, можно обновить все аналоговые средства связи на цифровые", - прокомментировал Алексей Мигалин.

Начальник бассейнового узла связи ФБУ "Администрация "Волго-Балт" Евгений Бродский в беседе с корреспондентом ComNews подтвердил, что "НавМарин" собирается провести испытания системы, но их необходимо согласовывать с Федеральным агентством морского и речного транспорта (Росморречфлот). "Мы должны получить поручение от федерального агентства. Пока ничего такого нет. Идею я поддерживаю, но как она организована, я не комментирую: тут есть о чем поспорить. На сегодня у нас нет автоматического извещения о ЧС, но по действующему законодательству это прописано в правилах радиосвязи передачи аварийного сигнала. Существующая система надежная и вполне работает, но цифровое решение могло бы улучшить ситуацию. По сравнению с другими бассейнами европейской части у нас действительно очень хорошее радиопокрытие, и береговая сеть хорошая. В других бассейнах система работает хуже. На внутренних водных путях ничего подобного, что предлагает "НавМарин", не было. Это впервые. В морских бассейнах подобная цифровая система есть", - рассказал Евгений Бродский.

Начальник управления безопасности судоходства Росморречфлота Олег Чепкасов рассказал корреспонденту ComNews, что в 2020 г. "НавМарин" обращался в Росморречфлот через депутата по поводу организации круглого стола по теме цифровой связи при бедствии на внутренних водных путях. Олег Чепкасов утверждает, что эта инициатива ненова. "Связь на внутренних водных путях есть, есть способы работы для передачи аварийных сообщений. То, что "НавМарин" хочет выделить ее в отдельное направление - идея здравая. Но кроме как о поддержке их инициативы от них никаких предложений не поступало. Они искали именно источник финансирования для себя при поддержке депутата. Когда компании обращаются за поддержкой - в части радиосвязи, - это как минимум или производители оборудовании, или официальные поставщики, учитывая тренд на переход на оборудование отечественного производителя. "НавМарин" являются дистрибьютором японских и китайских компаний. По состоянию на декабрь 2020 г. они просто закупали у них оборудование УКВ-радиостанций речного диапазона и на российском рынке выставляли под собственным брендом. Гипотетически Росморречфлот может их поддержать, но есть гораздо быстрый путь - это Минпромторг, - рассказал в беседе с корреспондентом ComNews Олег Чепкасов. - У нас есть Цифровой избирательный вызов. Он работает больше в морском диапазоне, но если взять ситуацию фактическую на реке, то не менее 60% - это суда река-море. То есть у таких судов стоят морские радиостанции, но сами суда двойного назначения: работают на направлении река-море. Таким образом, то, что сейчас на реках только аналог действует и при бедствии нужно звонить по телефону, - это передергивание понятий".

Цифровой избирательный вызов (ЦИВ) - это всемирно принятая система общего назначения для избирательного вызова в направлениях "судно-берег", "судно-судно" и "берег-судно". Система используется в УКВ/ПВ/КВ-диапазонах на специально выделенных частотах. Глобальная морская система связи при бедствии и безопасности (ГМССБ) требует применения ЦИВ для оповещения о бедствии и приема/передачи вызовов с приоритетом срочности и безопасности.

Алексей Мигалин рассказал, что оборудование "НавМарин" производит в Китае. "Мы этого не скрываем. iPhone тоже делается в Китае, думаю, все об этом знают. Но разработка УКВ-радиостанций и ЦССБ ведется на территории России. Любое наше устройство обязательно согласовывается с Российским речным регистром либо Российским морским регистром судоходства, и только после этого мы приступаем к производству. Когда оборудование приходит из Китая, мы его прошиваем. Почему элементная база - то, из чего делается вся микропроцессорная электроника, - производится в Китае? Потому что в РФ нет заводов по ее производству. Все предприятия закрыли. А высшие учебные заведения с 90-х годов не готовят специалистов по микропроцессорной электронике. Вот и весь ответ", - говорит Алексей Мигалин.

Он рассказал, что "НавМарин" подписал соглашение о сотрудничестве с Национальной ассоциацией цифровой экономики (НАЦЭ), совместно с которой и депутатом Государственной Думы Константином Слыщенко провел два круглых стола по проблемам обеспечения безопасности на внутренних водных путях центральноевропейской части России. "Мы пригласили МЧС, Минтранс, Канал имени Москвы, ФБУ "Администрация "Волго-Балт", Росморречфлот, Верхне-Волжский филиал Российского речного регистра, Роснефтефлот, Национальную ассоциацию маломерного судоходства, Московский туристический флот и другие организации. На заседаниях также обсудили ЦССБ и возможность ее внедрения. Кстати, участники наших мероприятий поддержали предложение по созданию Единой централизованной системы оповещения и спасения терпящих бедствие, а также по использованию возможностей цифровой радиосвязи на внутренних водных путях", - сообщил Алексей Мигалин.

Председатель правления Национальной ассоциации маломерного судоходства Алексей Смирнов считает, что единая централизованная система оповещения необходима. "Все давно перешло в цифру, морская система уже давно есть, в цифре, а на внутренних водных системах почему-то такой нет", - пояснил он.

Менеджер по развитию бизнеса "ООО Иридиум Коммьюникешенс" (Iridium) Илья Васильев считает, что сегодня куда более остро стоит вопрос оперативности реагирования на сигнал бедствия, чем получение самого сигнала. "Международная морская организация (IMO) уже много лет координирует работы по организации спасения при бедствии и на данный момент обеспечивает связь в любой точке планеты", - поясняет он.

Илья Васильев отметил, что любая система спасения будет востребована, если она эффективно функционирует. "Передача сообщений - это малая часть общего комплекса мероприятий. Сообщение должны оперативно принять и обработать в координационном центре. Должны быть средства связи со всеми судами, чтобы можно было оперативно направить ближайшее судно в район бедствия. Необходима сеть оснащенных пунктов быстрого реагирования МЧС. Все это должно функционировать по одним правилам и очень быстро. Пока идет речь только о каналах связи, которые уже есть на всех судах. Важно понять, в каких регионах ЦССБ будет действовать. Если порядок установки этих устройств будет добровольный, то система должна быть недорогой и эффективной, тогда пользователи сделают выбор в ее сторону. Если же установка данного оборудования будет обязательной, то это может стать просто дополнительной нагрузкой на отрасль, - комментирует Илья Васильев. - Так, принимая во внимание, что основное назначение системы - передача и прием сообщений о бедствии с указанием достоверных координат и времени, нужно понимать, в каких регионах она будет действовать, есть ли там зона покрытия и каким оператором, потому что, когда мы говорим про "Иридиум", такой вопрос не возникает, так как зона покрытия уникальна - весь земной шар".

Радиосредства для спасения используются со времен их изобретения. 1844 г. азбука Морзе впервые применялась для связи в случае бедствия и обеспечения безопасности.

В 1979 г. группа экспертов разработала проект Международной конвенции о морском поиске и спасании, в которой содержался призыв к разработке глобального плана поиска и спасания. Эта группа также приняла резолюцию, призывающую ИМО разработать Глобальную систему предупреждения о бедствиях и обеспечения безопасности на море (ГМССБ) для обеспечения коммуникационной поддержки, необходимой для осуществления плана поиска и спасения ГМССБ, - это система обеспечения безопасности на море, которая помогает морякам оперативно передавать данные в случае наступления чрезвычайных ситуаций. IMSO выступает регулятором ГМССБ, которая в том числе состоит из спутниковых сетей, передающих информацию о бедствиях в координационные центры по всему миру и занимающихся распространением навигационных и метеорологических данных. Это означало конец связи азбукой Морзе для всех, кроме нескольких пользователей, таких как радиолюбители. ГМССБ обеспечивает автоматическое оповещение о бедствии и определение местоположения в случаях, когда у радиста нет времени отправить сигнал SOS или сигнал бедствия, и впервые требует, чтобы суда получали информацию о безопасности на море, которая могла бы предотвратить катастрофу в первую очередь. В 1988 г. ИМО внесла поправки в Конвенцию о безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС), требуя, чтобы суда, подпадающие под ее действие, соответствовали оборудованию ГМССБ. Такие корабли должны были нести НАВТЕКС и спутниковые ЭПИРБ к 1 августа 1993 г. и соответствовать всему остальному оборудованию ГМССБ к 1 февраля 1999 г. В соответствии с Законом о телекоммуникациях 1996 г., американским кораблям было разрешено устанавливать ГМССБ вместо телеграфного оборудования Морзе.

Илья Васильев рассказал, что после января 2020 г. существуют два сертифицированных поставщика спутниковых услуг GMDSS - INMARSAT с несколькими своими спутниками связи на экваториальной геосинхронной орбите и Iridium Communications с их 66-спутниковой группировкой на низкой околоземной орбите (LEO), которые могут охватывать более высокие широты и работать с меньшей задержкой связи. "Сертификация Iridium в 2020 г. положила конец монополии на предоставление спутниковой части услуг по оказанию помощи при бедствиях на море, которая ранее принадлежала Inmarsat, с момента ввода системы в эксплуатацию в 1999 г., - говорит Илья Васильев. - На сегодняшний день необходимое оборудование ГМССБ стоит на борту более чем 60 тыс. судов, причем многие суда имеют несколько терминалов. Служба Iridium работает так же, как международная кнопка SOS, однако, в отличие от других опций, она включает в себя стандартную службу голосовых вызовов в режиме реального времени, сигнал бедствия (кнопка SOS) и информацию о безопасности на море с непревзойденным, по-настоящему глобальным охватом Iridium".

Алексей Мигалин ("НавМарин") считает, что основной барьер для внедрения ЦССБ - отсутствие законодательства, позволяющего России взять курс на цифровизацию. "Поэтому мы встречаем сопротивление чиновников. Не все понимают, что это надо и что это спасет человеческие жизни. Что делаем мы? Уже реализована первая часть этой системы - серийно выпускаем носимую УКВ-радиостанцию с сигналами передачи бедствий, которая работает как в речном, так и в морском диапазоне. Со следующего года мы серийно приступаем к выпуску стационарной радиостанции, которая сможет подключаться к ЦССБ. Минтранс совместно с Росморречфлотом разрабатывают нацпроект "Внутренний водный транспорт". Считаю, что в него должна быть обязательно заложена модернизация системы связи. Помимо модернизации инженерных и гидротехнических сооружений, которые на внутренних водных путях находятся, мягко сказать, не в лучшем состоянии. Необходимо также обратить внимание и на системы связи бассейновых управлений. Иначе никакого смысла не будет, если инженерные системы приведем в идеальное состояние, но продолжим терять суда по той причине, что не сможем принять сигнал бедствия", - подвел итог Алексей Мигалин.

Юлия Мель­ни­кова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование